ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ
Выдающихся лидеров многое объединяет с другими специалистами, достигшими вершины в своей области – культуре, спорте, науке. Как отмечает автор статьи, на всех них смотрят сотни, а то и тысячи обычных людей, интересующихся их достижениями. Наработка лидерских качеств требует усердных тренировок также, как и формирование навыков серьезных специалистов. Это подтверждают соответствующие исследования.
Специалистов в разных областях можно разделить на три уровня: новички (необходимо дальнейшее обучение), профессионалы (разбираются в своей области), мастера (способны придумать что-то новое). То же верно и в отношении лидеров. Касательно различия между лидерами-профессионалами и лидерами-мастерами можно сказать, что первые в своей деятельности опираются на некие готовые модели поведения, распространенные социальные стереотипы, в то время как вторые подходят к руководству творчески. Лидеры-профессионалы могут добиться определенных успехов, особенно в областях, где изменения происходят не слишком часто, однако на первые роли им не удается выйти почти никогда. Лидер-мастер, безусловно, талантлив, но для успеха этого недостаточно. Однако исключительно таланта и креативности недостаточно, чтобы стать мастером в любой области. Автор говорит, что исследования позволяют выделить еще четыре важных элемента выдающегося исполнения любой роли: методология, амбициозность, обучение и обратная связь. Рассмотрим эти элементы с точки зрения развития именно выдающегося лидера.
Методология – техническая сторона лидерства, связанная с определением целей, принятием решений, управлением и исполнением. Без методологии, вне зависимости от способностей, продвинуться далеко не удастся. Знание базовых методик, общепринятых подходов к решению распространенных проблем необходимо – автор сравнивает их с базовыми позициями в балете и аккордами в музыке – без них можно потратить годы на открытие общеизвестных истин. Причем методы, разработанные «своим умом», чаще всего будут хуже придуманных ранее – просто потому, что над их совершенствованием работали многие специалисты. Изучение методов может стать своеобразной тренировкой для лидеров, выполняя ту же роль, что и компьютерные симуляторы для пилотов, однако следует понимать, что в данном случае оно будет иметь более индивидуальный характер.
Амбициозность необходима для достижения оптимальных результатов, хотя ее одной для успеха недостаточно. Амбиции новичков, как правило, безграничны, но часто не выдерживают испытания временем. Соревнования и публичные демонстрации достигнутых результатов могут позволить на краткий срок улучшить показатели, но в обычной ежедневной работе амбиции играют роль дополнительного, не самого важного, стимула: для того чтобы стать экспертом нужно не менее десяти лет.
Люди, ставшие мастерами, никогда не прекращают обучение – и самой сложной проблемой для них становится поиск хорошего учителя. В ходе обучения наставник должен уметь найти подход к каждому ученику – искусство управления требует умения использовать свои сильные стороны, а у каждого человека они разные. Хороших учителей в этой области немного и их услуги очень дороги. Следует помнить, что в этом случае мы сталкиваемся с определенным противоречием: обучение предполагает определенное подчинение, что нехарактерно для настоящего лидера. Владение навыками использования обратной связи жизненно необходимо для руководителя. Настоящий лидер должен уметь мгновенно менять стиль поведения в зависимости от обстоятельств. Автор отмечает, что деятельность любого лидера, как правило, нелинейна и не может свестись к суммированию неких элементарных подходов. В связи с этим нужно поддерживать постоянный контакт с окружающими – подчиненными и потребителями, чтобы иметь возможность учитывать их мнение.
Большинство лидеров, как и любых серьезных специалистов, обладают «бессознательной компетентностью», утверждает автор. То есть могут успешно решать разнообразные сложные задачи в своей области, но с трудом объясняют, как это получается. Обладающие «сознательной компетентностью» понимают, что их отличает собственный стиль, образ действий, в рамках которого они опираются на развитие в четырех перечисленных выше направлениях.
Такое сознательное постоянное развитие автор статьи называет «личной стратегией обучения». Он выделяет три ключевых аспекта успешного развития: извлечение инсайтов из практического опыта; поддержание в себе стремления к росту и развитию; наличие принципов и режима, обусловливающих последовательную практику развития, сочетание обучения с исполнением.
В заключение, автор подчеркивает, что развитие успешного лидера обязательно завязано на практику, без которой любое обучение бесполезно. Только постоянное преодоление реальных препятствий делает человека мастером своего дела.