ВНИМАНИЕ: ВЫХОД CIO
В статье рассматривается эволюция положения руководителя отдела информационных технологий (Chief Information Officer – CIO) с момента появления такой должности до настоящего времени и его современная роль в управлении компанией.
Первоначально CIO рассматривался как человек, обеспечивающий бесперебойное функционирование компьютеров и всего, что с ними связано. Хотя многие начальники ИТ-отделов и подписывались «CIO», их положение (и зарплата) в компании соответствовало, скорее, роли менеджера среднего звена.
Сама должность появилась в конце 1970-х годов, ее возникновение было связано с нарастающим использованием информационных технологий в бизнесе и пониманием того, что информацией нужно управлять также как людьми, капиталом и ресурсами. Первые CIO занимались, в основном, внедрением высоких технологий и управлением средствами, выделенными на это направление деятельности. К началу 1990-х годов понимание роли CIO значительно изменилось – с ней стали связывать также управление процессами. Это связано с мыслью, что разумнее не автоматизировать существующие бизнес-процессы, а придумывать новые, более удобные, перед внедрением соответствующих технологий. Функции CIO значительно расширились, включив в себя управление издержками и реорганизацию бизнес-процессов. В 1990-е годы для CIO стало важно стандартизировать используемые информационные системы на всех уровнях – от местного до глобального. В частности, серьезной задачей было сделать системы связи, жизненно необходимые для транснациональных корпораций, максимально удобными и простыми. Развитие электронного бизнеса и Интернета в конце 1990-х увеличило инвестиции в ИТ, хотя часть крупных компаний стала более активно использовать аутсорсинг, не справляясь с вызовами времени. Сейчас все более актуальным становится вопрос об эффективности вложений в высокие технологии.
Автор выделяет три основных направления деятельности CIO:
1. руководство ИТ-ресурсами и операциями (создание возможностей);
2. управление ИТ с целью обеспечения возможностей для изменений, эффективное использование информации и ИТ (формирование значимости);
3. управление ИТ в процессе стратегического развития, участие в стратегическом управлении (влияние).
Первая функция CIO – создание возможнос¬тей. Автор выделяет в ней семь составляющих: руководство ИТ-функцией (внутреннее обслуживание и привлечение специалистов в близких к ИТ областям); управление базовой инфраструктурой и смежными службами (функционирование локальных сетей, работа компьютеров и т.п. часто рассматриваются как основа деятельности CIO); управление приложениями, поддерживающими бизнес-процессы (в компании используются различные виды программного обеспечения, нуждающиеся в регулярном обновлении и изменении); отбор людей и повышение их навыков в области ИТ (автор полагает, что вопрос человеческих ресурсов – главный для CIO как для одного из руководителей высшего звена); развитие и поддержка ИТ-проектов (как правило, количество проектов, которые провалились, выбились из графика или не уложились в бюджет превышает число успешно реализованных); управление поставками информационных технологий (рост рынка высоких технологий усложнил выбор поставщика – для CIO ошибка в этой области может означать конец карьеры); управление инвестициями (определение, насколько выгодно вложение средств и использование информационных технологий в той или иной области).
Вторая функция CIO – способствовать изменениям в бизнесе (обеспечивать значимость ИТ для бизнеса) – предполагает взаимодействие с менеджерами компании, поставщиками, партнерами и потребителями. Менеджеры постоянно сталкиваются с изменениями рыночных условий и условий ведения бизнеса, что требует от них немедленной реакции в следующих направлениях:
а) разработка и улучшение бизнес-процессов;
б) использование управленческой информации (особенно внешней – рыночной и сведений о конкурентах) для принятия решений;
в) использование сотрудниками получаемой информации о потребителях, продуктах и услугах компании для обеспечения роста и инновационного процесса.
Автор отмечает, что хотя CIO влияет на получение информации, на ее использование он, как правило, повлиять не может, поэтому он должен обеспечивать, чтобы любые данные представлялись в наиболее удобном и понятном виде.
Функция влияния CIO проявляется в том, что он становится стратегическим игроком. CIO должен быть подлинным функционером высшего руководящего звена, а не сторонним наблюдателем. Добиться этого, по мнению автора, можно следующим образом: увеличить влияние путем эффективного исполнения своих обязанностей в области информационных технологий, демонстрировать значимость ИТ для развития компании, устанавливать связи с другими высшими руководителями, вовлекая их в связанные с ИТ проекты и доказывая свою незаменимость для функционирования их подразделений.
Во многих компаниях роль CIO сводится к первой из рассмотренных функций (управление ИТ-ресурсами), вторая и третья остаются вне сферы интересов руководителей информационных отделов. Для их реализации необходимо повышать доверие к отделу высоких технологий, превращать ИТ из вспомогательной компоненты в важнейший элемент стратегии компании и влиять на мнение руководителей других отделов. Доверие других менеджеров высшего звена, пожалуй, важнее всего для достижения целей CIO – часто его роль определяется не персональными достоинствами, а отношением коллег, считающих себя «старшими товарищами».