ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ОТ АВТОРОВ «THINKERS 50»
Спросите у любого руководителя, чем он занимается в течение дня? В ответ вы почти всегда услышите длинную речь о различных видениях, миссиях, стратегиях, планах, заданиях. Руководители обязательно пожалуются вам на бесконечные встречи, командировки, плотный рабочий график, на то, что они подолгу не видят детей. Если вы попросите их заглянуть немного глубже, то с удивлением обнаружите, что они и сами не очень это понимают. Итак, чем же лидеры занимаются в течение дня? Ответ прост – общением. Лидеры постоянно общаются: на различных презентациях, в электронной переписке с руководителем компании-партнера, представляя ежегодные отчеты и т. д. и т. п. Но несмотря на то, что по сути работа лидеров – это общение, оно, как ни странно, недооценивается, и руководителей редко обучают тонкостям коммуникаций. В ходе своей деятельности авторы представленной статьи общались со многими лидерами и изучали их распорядок дня. О выводах несложно догадаться: руководители непрерывно общаются, даже на обеде они звонят кому-либо, договариваются с бизнес-партнерами, коммуникации являются неотъемлемой частью жизни везде – дома, на встречах, совещаниях.
Проанализировав полученную за последние десять лет информацию, авторы дают советы касательно осуществления коммуникаций, отмечают некоторые вещи, которые лидерам полезно иметь в виду и помнить.
Восемь принципов эффективных коммуникаций
1. Во-первых, необходимо осознать, что вы, как лидер, общаетесь двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю (даже когда коммуникации как таковой не происходит). Информация обо всем, что вы делаете, может быть распространена и искажена. За вами постоянно наблюдают, вас оценивают, малейшее ваше движение, самую незначительную фразу – любую мелочь. Очень важно в такой ситуации следить за тем, что вы говорите и делаете и подбирать слова.
2. Во-вторых, нужно придерживаться своей основной идеи, сформулировать и зафиксировать приоритеты. Ваша задача как руководителя и лидера – выработать точную и понятную концепцию, план действий. Вы должны понимать, чего хотите, иметь четкое видение, знать, каким образом и чего собираетесь добиваться. Однако важно не только самому придерживаться определенной стратегии, но и донести ее до всех заинтересованных сторон, избегнув отклонений. Для этого придется повторять и повторять.
3. В-третьих, конечно, очень важно уметь выразить свою идею коротко и ясно, сделать так, чтобы каждый, в ком вы заинтересованы быстро и четко понял, что от него требуется и мог сделать это. Ваша речь должна быть яркой, врезающейся в память, а самое главное – понятной и доступной. Чем более краткой она будет, тем эффективнее.
4. Необходимо понимать, что разным аудиториям интересны разные вещи и темы. Обдумывайте свою речь, учитывая тип людей, перед которыми будете выступать, соотносите ее с их интересами.
5. Грамотные руководители должны знать свои сильные и слабые стороны. Не каждый сможет говорить при многотысячной аудитории, кто-то предпочтет маленький уютный конференц-зал, кому-то больше нравится говорить один на один. Нужно уметь находить правильные и подходящие для вас каналы и способы осуществления коммуникаций.
6. Рассказывайте истории. Это невероятно эффективный способ передачи информации. Серьезные, важные вещи передаются в легкой, ненавязчивой форме истории или сказки, что позволяет вам затрагивать не только разум слушателя, но и обращаться к его сердцу.
7. Действия всегда говорят больше, чем слова. Действуйте, ваши поступки должны нести в себе смысл, послание. Даже тот факт, где вы паркуете свою машину, может о многом сказать. Согласитесь, вряд ли работники с уважением будут относиться к руководителю, который паркует свою машину прямо напротив входа в офис, в то время как остальным сотрудникам приходится ставить свои авто в отдалении и добираться до работы пешком.
8. И наконец, сохраняйте контакты. Это очень сложно и, как правило, лидеры контактируют с коллегами лишь сначала, пока у них в памяти не стерлись воспоминания о том, что не всегда они были руководителями, потом голоса окружающих сливаются для них в бесполезный шум. Это большая ошибка. Важнейшая задача лидера – уметь слушать и слышать и использовать полученную информацию для принятия правильного решения. При этом нужно быть в состоянии слышать не только тех, кто говорит громче всего. Слушая других, лидер, возможно, осуществляет самые важные коммуникации.