Галина Гусева, интервью
Бизнес без стратегии сложно себе представить — у меня не получается. Конечно, стратегию нужно разрабатывать. Другое дело, что сейчас это достаточно сложно, потому что действует очень много факторов. Их и раньше было не меньше, но сейчас все очень интенсивно меняется.
Если это так сложно, если непонятно, что будет через три месяца, зачем тогда в текущих условиях нужна стратегия?
Есть краткосрочные прогнозы и долгосрочные прогнозы. Стратегия также может быть рассчитана и на три месяца, и на полгода, и на три года, и на пять лет. В существующей на сегодня экономической ситуации, действительно, очень сложно прогнозировать на долгосрочные периоды. Что не делает стратегию менее актуальной.
Прогноз на будущее: будет кризис усугубляться, будет все сложнее работать, или всетаки мы начинаем вылезать и приспосабливаться к новой ситуации и будем расти?
Вообще, я оптимист, но в данном случае, по-моему, нужно реалистично смотреть на вещи. На мой взгляд, кризис будет углубляться, и надо будет действительно разрабатывать очень серьезные меры по противодействию, создавать механизмы для обеспечения живучести в данных условиях. И стратегия здесь как нельзя более уместна.
Мы живем в таком мире, где все процессы, по сути, дуальны. Все зависит от того, как ты их воспринимаешь, на какое отношение настраиваешься и как интерпретируешь. Японский иероглиф «кризис» несет в себе такое послание, как изменение. А изменение — не всегда плохо, изменение — это потенциал, движение. Иногда на волне кризиса можно очень даже неплохо выплыть, если думать, что делаешь.
Кризис диктует изменения, необходимость внедрять новые технологии, нужен конкретный результат, и ты думаешь, как его достичь. Система координат меняется, ты оказываешься в новых условиях, и в них уже делаешь выбор. Если недостаточно средств, значит, изменяем технологии, создаем методики, трансформируем системы.
Многие руководители сомневаются в способностях молодежи. Как сейчас с подбором персонала?
Недавно мне надо было подобрать толкового молодого человека себе в помощники. Я допускала, что у человека не будет опыта, что в него нужно будет много вкладывать, все это понимала прекрасно. Я построила себе картинку, какие мне необходимы начальные навыки, некая база, с которой можно двигаться дальше. Естественно, предполагала, во что это все должно вылиться. Каковы же были мои удивления, когда приходили люди, на первый взгляд, абсолютно разумные, с тем минимальным опытом, который я обозначила, и при этом с непонятным уровнем ожидания.
Коэффициент два по сравнению с нашими представлениями — это норма для нашей молодежи.
Да. И с подобными проблемами сталкивается абсолютное большинство руководителей.
Может быть, им чего-то не хватает? Может, им надо поучиться, как раз бизнес-образования не хватает?
Образование необходимо, но оно должно ложиться на уже подготовленную базу. Эта база есть твоя потребность. Чтобы ты учился не для галочки, и не только потому, что тебе нравится учиться. Процесс учебы — завораживающий, это очень интересно, я помню, я с трудом остановилась, это была принудительная остановка. Все-таки, если ты учишься для себя и по-честному, это отнимает определенные силы, и надо было остановиться, чтобы вернуться в деловое русло. То есть решение учиться должно назреть, должна быть разумная мотивация. А ребята, которые ко мне приходили — они явно еще не созрели, опыта у них мало, больше амбиций.
10 лет назад мы видели поток молодых людей, 27—28 лет, которые, поработав после ВУЗа 3—4 года, понимают, чего им не хватает, и приходят дальше учиться. Сейчас мы видим обрыв, текущие 28летние — им этого не надо. И непонятно, им реально ничего не надо, или все-таки это временно, и они через 3—4 года все-таки поймут, чего хотят. Как это поколение будет дальше развиваться, через 3—5 лет?
Это пирамида: желание что-то узнать, желание что-то вложить — проявляется при движении вперед все реже. Чем выше уровень, тем меньше людей. Нас на потоке в институте (Ленинградский гидрометеорологический институт) сначала было 150 человек. К Новому году, к первой сессии — 120 человек, ко второй сессии — 80 человек. Отсев был огромный, потому что была очень сложная математика, физика и химия, и людям не хватало сил и упорства, чтобы преодолевать сопротивление. То есть и тогда было мало людей, которые хотели преодолевать, учиться, идти дальше. И конечно, с возрастом, все меньше видишь людей, которые хотят чему-то и как-то учиться.
Есть ощущение, что в принципе потребность в образовании — она действительно упала, но это касается именно 27летних. А посмотреть на 20летних — там, например, очень активные тусовки, и есть ощущение, что у нихто жажды очень много. То есть следующее поколение идет, которое уже чего-то хочет реально, рвутся, на семинары ходят, толпы людей интересуются, например, стартапами.
Да, они постоянно тусуются. Но они и на одном семинаре, и на другом семинаре, и там и сям. Материалто интересный, но связи не видно. Есть вопрос — как провести вечер. Но это обучение? Так что, с одной стороны, мы имеем дело с неокрепшими особами, которые просто любят тусоваться, это нужно принимать во внимание. Есть и другой момент: огромное количество интересов, множество вариантов — перед молодежью сегодня веер предложений. «И сюда хочу, и сюда, и вот это мне тоже интересно». Здесь есть опасность, как бы не заиграться. Потому что все время учиться — это не то же самое, что работать и развиваться. Это разные вещи. Я сама часто себя часто ловлю на мысли, что учиться намного приятнее, намного интереснее, чем работать, потому что нет рабочего напряжения, ты чтото узнаешь, тебе приятно, тебе хорошо, ты совершенствуешься, себя там показываешь, других смотришь. Другое дело — к чему это привязать. Вот у тебя есть некоторое увлечение. У меня, например, колоратурное сопрано. И вот представим, что я сейчас пойду учиться в консерваторию — как я к бизнесу это привяжу? А мне нравится учиться. Я так люблю петь!
Так что в этом вопросе тоже видим дуальность. Учеба для чего? Ради того чтобы тусоваться, или ты действительно нашел себя, знаешь куда идешь, и тебе обучение необходимо для работы и развития в конкретном направлении.
Что в обучении в Школе самое было «вкусное»?
Самое вкусное — это воскресные школы: такого накала страстей, эмоционального взрыва, «пробива» мозгов, ничего подобного раньше не видела. Есть определенная тьюторская школа, она очень богатая, очень интересная. Интересен подход людей к своей работе, отношение к слушателям. Для меня также была очень важна дистанционная форма обучения, потому что на тот момент другого я себе позволить просто не могла. Люди, технологии и форматы обучения. Атмосфера.
Галина Гусева