Генри Минцберг. Развитие лидерства
Реферат статьи Генри Минцберга
В представленной статье Генри Минцберг сравнивает две модели лидерства — героическое и вовлекающее (детальное сравнение см. в таблице). Первая модель, говорит автор, преобладает в современном мире — направлен такой стиль управления, как правило, на нестабильные организации и имеет целью провести в них решительные изменения, зачастую прибегая к массовым сокращениям штатов. Однако, говорит Минцберг, истинные лидеры предпочитают использовать вторую модель — их глубокомыслие, внимательность и скромность привлекают, мотивируют людей, обеспечивая вовлеченность в работу. Такие лидеры сами в первую очередь активно увлечены тем, чем занимаются, причем в данном случае движимы они не личными интересами. Они заряжают окружающих энергией и мотивируют их к совершению героических поступков.
Минцберг говорит, что на сегодняшний день существуют две наиболее популярные модели экономического развития — планируемое и глобальное.
Планируемое развитие — инициатива имеет направленность сверху-вниз, исходит, как правило, от государства и либо находится под его жестким контролем, либо подвергается интенсивному вмешательству.
Глобальное развитие способно удовлетворить все экономические нужды. Из утверждения, что текущая ситуация должна стимулировать развитие следует, что государство не должно вмешиваться — за исключением контроля над соблюдением законодательства. Глобализация подразумевает разрушение торговых барьеров и открытие экономик для прямых иностранных инвестиций, а также для иностранных предприятий и специалистов. Однако по мнению Минцберга, подобная открытость также приводит к отсутствию реального развития, подмене развития подражанием. Так происходит в развивающихся странах, которые по факту ограничены во взаимодействии с развитыми. В действительности, говорит Минцберг, взаимодействие происходит не в режиме полной открытости, действие направлено из развитых в развивающиеся страны, последние ограничены в доступе на рынки развитых стран и, по сути, лишь принимают предлагаемые им принципы управления и организации работы, занимаясь в основном имитацией, но не адаптацией и созданием своего. Поэтому реального самостоятельного развития не происходит.
Минцберг настаивает на необходимости создания третьей модели экономического развития, которая представляет собой дополнение к первым двум — локальное развитие. Ключом к здоровому развитию государств является правильный баланс экономических, социальных и политических сил — а это требует локального развития. В данном случае Минцберг считает полезным здоровое вмешательство правительства и правильное использование помощи извне, сотрудничество между разными секторами экономики и поддержку общества. «Трудно привести пример государства, которое бы развилось главным образом в рамках модели «привнесения извне», основанной на полном импорте убеждений, опыта и капитала».
Все перечисленные проблемы в равной степени касаются лидерства. Попытка развивать лидеров в рамках чужих программ означает исключение их из актуального контекста развития.
Учитывая сказанное выше, Минцберг выделяет три вещи, которые можно делать для совершенствования лидерства и управления.
1. Стимулирование лидерства. Можно создавать условия для развития местного лидерства, которое зависит в значительной степени от контекста (нужный человек в нужное время в нужном месте). Люди должны развиваться через сложные задачи, решение которых не оставляет выбора кроме роста.
2. Развитие человека. Минцберг говорит об улучшении человеческого материала, воспитании, создании культуры, основанной на базовых человеческих ценностях.
3. Развитие управленческих практик, лежащих в основе лидерства. Лидер должен управлять, так же как менеджер должен быть лидером. Необходимо глубокое проникновение демократических принципов, руководители не должны отдаляться от коллег — это важный фактор стабильного развития.
Героическое лидерство |
Вовлекающее лидерство |
Менеджеры играют важную роль в организации и представляют отдельную группу людей, изолированных от тех, кто занимается созданием продуктов и услуг. |
Менеджеры играют настолько важную роль в организации, насколько они помогают окружающим быть важными и полезными. |
Чем выше менеджер поднимается по иерархической лестнице, тем более важную роль он играет. |
Организация представляет собой взаимосвязанную сеть, отсутствует вертикальная иерархия. Эффективные лидеры осуществляют взаимодействие со всей организацией, а не только на уровне своей ступени. |
Стратегия распространяется сверху вниз по организации и имеет четкий, взвешенный и беспрекословный характер. Решения принимает руководитель, остальные выполняют его распоряжения. |
Стратегия рождается внутри организации. Инициатива формируется по мере того, как работники решают небольшие проблемы. |
Трудности в реализации проектов заключаются в том, что в то время как руководитель стремится к изменениям, остальные им сопротивляются. Поэтому предпочтение в проведении изменений отдается людям извне. |
Трудности в реализации проектов заключаются в том, что реализация проекта неотделима от его формулирования. Необходимы заинтересованные сотрудники организации, чтобы противостоять спускаемым сверху плохо продуманным инициативам. |
Управлять — значит принимать решения и распределять ресурсы, в том числе и человеческие. Соответственно, управление подразумевает анализ и подсчеты, основанные на фактах, предоставленных в отчетах сотрудников. |
Управлять — значит раскрывать таланты людей, высвобождать имеющуюся в них энергию. Соответственно, управление подразумевает вовлечение людей с помощью оценок, основанных на контексте. |
Руководство получает поощрения за увеличение эффективности. Особенное внимание уделяется тем достижениям, которые поддаются исчислению, в большей степени — акционерной стоимости компании. |
Поощрения распределяются по всей организации. Особое значение придается человеческим ценностям (которые слабо поддаются измерению). |
Лидерство навязывается теми, кто имеет управленческие полномочия. |
Лидерство — это доверие, основанное на уважении окружающих. |