Как наладить эффективное сотрудничество
Автор представленной статьи имеет за плечами 30-летний опыт работы в Xerox, является специалистом по организации и стимулированию командной работы, организационному поведению и изменениям. В статье он разбирает вопрос построения эффективного сотрудничества в организации, в рамках совместной проектной работы.
Автор выделяет шесть основных составляющих сотрудничества, которые разделяются на две группы — составляющие структурного и поведенческого типа. Структурные составляющие — это механизмы взаимодействия, которые предполагают наличие определенного плана и структуры. Поведенческие составляющие охватывают ценности, которые должны демонстрировать участники диалога, чтобы обеспечить успешное взаимодействие. Все эти составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, таким образом при неполном их применении эффективность взаимодействия значительно уменьшается.
Структурные составляющие
1. Общие цели. Чтобы достичь эффективного сотрудничества, необходимо убедиться, что задачи и цели реализуемого проекта воспринимаются всеми участниками, как важные. Более того, они должны соответствовать личным стремлениям или организационным целям каждого участника. Общие цели не только определяют то, к чему стремятся участники, но и интеллектуально и эмоционально мотивируют их. В определении и представлении общих целей лидерам могут помочь такие инструменты, как использование простого языка, различных данных, символов, метафор.
2. Взаимозависимость и сопряжение навыков. Навыки являются взаимодополняющими. Участники общего дела нуждаются в навыках, опыте, знаниях и возможностях друг друга в достижении общих целей. Участники должны понимать, что один человек не справится с тем, с чем они могут справиться вместе. Достижение общих целей представляется невозможным без сопряжения навыков. Каждый участник работы является своего рода активом, который привносит свой вклад во взаимоотношения.
3. Ответственность. Ни одна группа лиц не сможет стать командой эффективно взаимодействующих партнеров, пока они не осознают и не примут ответственность, которую они несут за результаты своей совместной деятельности. Лидер такого эффективного союза партнеров не нуждается в том, чтобы инициировать результаты, каждый член команды в полной мере осознает свою ответственность за результат и стремится максимизировать свои личный вклад насколько это возможно.
Поведенческие составляющие
1. Характер. Честность, деловая репутация — самые важные поведенческие характеристики. Очевидно, что невозможно представить эффективное взаимодействие участников общего дела, не обладающих такими чертами, как добросовестность, открытость, надежность. Характер является ключевым элементом в построении взаимного доверия, а оно, в свою очередь, является поведенческой основой эффективного взаимодействия.
2. Приверженность. Приверженность подразумевает, что партнеры посвящают себя достижению цели, более серьезной, чем просто удовлетворение личных интересов. Они вкладывают максимум энергии, чтобы способствовать достижению общей цели. Это может происходить по трем направлениям: оказывать материальный, осязаемый вклад (привлекая временные, финансовые, человеческие или технические ресурсы), интеллектуальный вклад (свободно делясь информацией, знаниями и их производными, например, идеями и наблюдениями), эмоциональный вклад (заботясь и эмоционально поддерживая друг друга).
3. Аутентичные коммуникации. Обладают такими характеристиками, как честность, открытость, объективность и безоценочность. Они касаются сути вопроса, проблемы, а не конкретных людей. Эффективные партнеры регулярно предлагают и создают новые идеи, получают и делятся информацией, прислушиваются друг к другу, вступают в конструктивный диалог. Аутентичные коммуникации — это самый простой способ проявления уважения друг к другу и самый верный способ исключить попытки продвижения личных интересов.
Сегодня все больше задач в компаниях решается через кросс-функциональное взаимодействие, когда нужно вновь собирать команды специалистов из разных направлений и функций. Эффективное взаимодействие между ними в процессе совместной работы — задача лидера, который должен выстроить работу с учетом всех разобранных составляющих. Автор статьи подчеркивает, что при этом лидер не должен становиться командиром или контролером, его участие в совместной деятельности также должно отвечать разобранным критериям эффе