КАК НАУЧИТЬСЯ СЛУШАТЬ ОКРУЖАЮЩИХ
Умение слушать — важный для руководителя навык, развитием и сохранением которого зачастую пренебрегают. Многие лидеры считают, что умение слушать — это нечто само собой разумеющееся, поэтому все их усилия направлены на то, чтобы наиболее ясно выражать и эффективно представлять свои взгляды. Автор представленной статьи выделяет шесть основных моделей поведения людей, не умеющих слушать. В зависимости от обстоятельств, от ситуации и времени, человек может демонстрировать каждую из этих моделей поведения. Итак:
1. Человек-мнение. Этот человек слушает остальных лишь для того, чтобы выяснить, совпадают ли взгляды окружающих с его взглядами. Может показаться, что эти люди внимательно вас слушают, однако они делают это предвзято и зачастую их молчание вызвано лишь желанием «перезагрузиться», отдохнуть. Возможно, этими людьми движут благие намерения, однако в результате их оппоненты чувствуют себя некомфортно или даже оказываются напуганными или смущенными. Такие люди часто разносят в пух и прах идеи коллег.
2. Брюзга. Эти люди являются плохими слушателями, поскольку им мешает уверенность, что идеи их собеседника ошибочны. Естественно, что люди не чувствуют себя уверенно в диалоге с ними, а большинство просто пытаются избегать такого общения.
3. Загоняющий в ловушку. Этот тип поведения характеризуется большим количеством вопросов, зачастую риторических, направленных на то, чтобы загнать собеседника в угол. Стремящийся загнать оппонента в ловушку человек направляет диалог таким образом, чтобы прийти к необходимому ему выводу. В результате диалог с такими людьми, по сути, превращается в монолог.
4. Болтун. Такие люди могут говорить много и долго, не сказав при этом ничего. Если внимательно послушать таких людей, становится очевидно, что они не развивают диалог. Они используют идеи своего оппонента для поддержания своих собственных мыслей. После разговора с людьми, демонстрирующими такой тип поведения, может сложиться ощущение, что вы оба говорили на совершенно разные темы.
5. Человек-ответ. Основная задача любого диалога — решение проблемы, но человекответ умудряется генерировать ответы еще до того, как они потребовались. Им движет сильнейшее желание угодить оппоненту и произвести на него впечатление.
6. Притворщик. Эти люди делают вид, что слушают вас и даже заинтересованы в диалоге с вами, однако на самом деле этот разговор их совершенно не интересует и они уже давно сформировали свое мнение по данному вопросу. Они никогда не прислушиваются к мнению окружающих и всегда все делают по-своему.
Автор статьи предлагает три совета относительно того, как стать хорошим слушателем:
1. Демонстрируйте уважение. Руководители часто упускают один очень важный аспект: люди, вступающие с нами в диалог, зачастую имеют свежий взгляд на решение проблемы. В данном случае ваша роль как хорошего слушателя заключается в том, чтобы выделить нужную информацию и посмотреть на нее в новом свете. Проявлять уважение — вовсе не значит не задавать сложных вопросов. Даже наоборот, хорошие слушатели постоянно задают сложные вопросы, чтобы выделить информацию, необходимую для принятия верного решения. Основной задачей в данной области является обеспечение свободного и открытого обмена информацией.
2. Молчите. Автор статьи разработал для себя следующее правило построения диалога: оппонент говорит около 80% всего времени беседы, в то время как он сам — 20% времени, причем свое время он старается тратить на то, чтобы задавать вопросы, а не выражать мнение. То же касается перебивания — необходимо максимально сдерживать свое желание перебить говорящего, опровергнув его мнение, однако перебивать оппонента вопросами автор считает иногда даже необходимым — это позволяет изменять темп диалога и направлять его в нужное русло.
3. Критически оценивайте исходные предположения. Хорошие слушатели стремятся понимать и критически оценивать утверждения, которые скрыты, не лежат на поверхности диалога.
Многим руководителям тяжело занимать в беседе позицию слушателя, воспринимать информацию, осмысленную другим человеком через призму его собственных взглядов, которые могут существенно отличаться от взглядов руководителя. Однако, подчеркивает автор статьи, в этом деле полезно переступить через себя, поскольку отточенное умение слушать позволяет принимать более информированные и всесторонне обдуманные решения.