Влиятельный лидер
Джек Стол, автор статьи, работал в The Coca-Cola Company с 1979 по 2001 год и прошел путь от финансового аналитика до президента компании. В 2002 году он был назначен президентом и CEO компании Revlon и внес существенный вклад в укрепление ее позиций.
Джек Стол – автор книги «Уроки лидерства: 7 основополагающих навыков управления для лидеров всех уровней» (Jack Stahl, Lessons on Leadership: The 7 Fundamental Management Skills for Leaders at All Levels), отражающей накопленный им за время работы в этих компаниях опыт управления.
Статья посвящена одной из ключевых для успешного лидера способностей – способности оказывать влияние на других людей. В своих рассуждениях автор исходит из убеждения, что вне зависимости от того, какой способ передачи информации используется, человек, ее получающий, в любом случае будет оценивать сделанное ему предложение, выдвинутую идею или принятое решение, исходя из двух ключевых сооб¬ражений: • каковы достоинства и недостатки самого предложения, идеи, решения; • каковы потребности этого человека в ощущении собственной ценности.
Автор выделяет три ключевых аспекта, акцентируя внимание на которых, можно добиться существенного влияния на аудиторию.
1. Моделирование общения. Чтобы эффективно контактировать и добиваться влияния необходимо понимать, к кому вы обращаетесь, представлять вашу аудиторию. Проявив в начале общения понимание в отношении людей, которые вас слушают, вы сможете добиться большего внимания к сути вашего выступления, сделать его более продуктивным. С той же целью, индивидуальные беседы полезно начинать с обсуждения способностей и достоинств собеседника, общих проблем и т.п.
Понимание аудитории – это в первую очередь осознание того факта, что у людей есть свой взгляд на вещи и предварительно сформированное мнение относительно того, что вы им собираетесь предложить. Исходя из этой информации, вы можете продумать общение так, чтобы повлиять на мнение слушателей. Чтобы хорошо понимать аудиторию и использовать понимание в своих целях полезно выполнять следующие правила: • приходить на совещание, встречу, презентацию и т.п. мероприятия заранее, чтобы в неформальной обстановке «прощупать» аудиторию. Полезно также прислушиваться к мнению тех, кто уже сталкивался с интересующей вас аудиторией; • после мероприятия, в ходе неформального общения, старайтесь получить обратную связь относительно своего выступления. Это полезно для налаживания контакта с аудиторией и более эффективной работы с ней в дальнейшем; • определить «опору вещания». Распространенная ситуация – наличие одного или нескольких членов аудитории, оказывающих существенное влияние на мнение остальных. Определив заранее, кто они и какие проблемы их волнуют, вы сможете использовать их влияние в своих целях; • часто возникают вопросы, которые большая часть аудитории боится задать, но обязательно находится один аналитически мыслящий и достаточно циничный слушатель, который может поставить вас такими вопросами в тупик.
Очень важно быть подготовленным к таким вопросам, поскольку от вашей реакции зависит дальнейшее отношение всей аудитории к вам. Ваши ответы и ваш тон, используемые в обращении, могут быть ключом к умам; • людям свойственны разные стили восприятия информации: кто-то лучше воспринимает сухо изложенные факты, кто-то предпочитает эмоциональную дискуссию. В общении один на один пытайтесь почувствовать особенности восприятия собеседника. Эффективность коммуникаций зависит от вашей способности понять, как подать информацию собеседнику или группе.
2. Самоконтроль. Чтобы повлиять на людей, нужно установить с ними контакт. Для этого полезно: • показать, что вы не требуете совершенства от других. Скромность ожиданий рождает откровенность в общении с аудиторией. Люди лучше подготовлены к воздействию тех, кто не претендует быть лучшим и не ждет превосходства от других; • демонстрировать доверие к аудитории. Люди будут больше доверять вам и охотнее воспримут ваши идеи, если раскрыть им, в известной мере, свои мысли и чувства; • проявить чувство юмора и вашу собственную вовлеченность, заинтересованность обсуждаемым вопросом. Это помогает снять напряжение и вызвать ответный интерес аудитории; • ваша аудитория должна чувствовать, что вы в ней заинтересованы. В частности, автор советует появляться на важных с точки зрения вашей аудитории мероприятиях, даже если вам они не интересны; • публично признавать успехи и достижения.
Стоит отдавать должное как работе групп в целом, так и вкладу отдельных членов аудитории. С одной стороны, это позитивный опыт для служащих, с другой – у вас всякий раз появляется шанс узнать по имени того, кто создавал успех; • категорически не рекомендуется публично указывать на ошибки и недоработки. Автор подчеркивает, что такие действия требуют в дальнейшем серьезных усилий для преодоления негативных последствий, восстановления доверия к вам и мотивации всех членов аудитории.
3. Внимательность. Представляя информацию, нужно помнить, что вы делаете это в реальном времени, и управлять аудиторией: • вы должны следить за невербальными сигналами, исходящими от аудитории, определять моменты, когда стоит лишний раз повторить сказанное, сделать отступление или перерыв. Например, если аудитория, как вам кажется, реагирует отрицательно на одну из ваших главных идей, вы можете изложить эту информацию в другой форме позже в ваших заметках или после презентации в вопросно-ответной форме; • нужно также контролировать скорость подачи информации и проверять, насколько аудитория ее усвоила, причем стоит помнить, что спрашивать, есть ли у аудитории вопросы, неэффективно; • необходимо периодически проверять, насколько вы придерживаетесь основного направления мысли в ходе выступления. Автор подчеркивает, сколь полезно тщательно подготовиться заранее, чтобы не приходилось тратить время и в замешательстве вспоминать нужную информацию, вызывая тем самым негативное восприятие аудитории.
«Сейчас уже понятно, что общение – это улица с двусторонним движением. Ваш успех как руководителя зависит не только от вашей способности влиять на людей, но и от вашей способности слушать», – заключает Стол. Чтобы эффективно оказывать влияние на людей, необходимо заранее получить представление о будущей аудитории, наладить контакт с аудиторией и помнить, что вы общаетесь с людьми в реальном времени. Однако для успеха коммуникаций необходимо быть восприимчивым к обратному процессу: нужно слушать людей, стараться вникнуть в их проблемы и постоянно предоставлять им и получать от них обратную связь.