ЛИДЕРСТВО: КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Управленческие команды, которым удалось добиться выдающихся результатов, отличает особая порода «высокорезультативных» лидеров, утверждает Говард Гуттман. Автор статьи опирается на опыт, накопленный за 25 лет работы в области развития лидерства, командной работы высшего руководства и повышения эффективности организации.
Накопленные сведения позволили выделить два основных направления, в которых команда высокорезультативных управленцев меняет саму концепцию ведения бизнеса. Происходит переход от традиционной вертикальной иерархии к горизонтальной и одновременно изменяется распределение ответственности в команде – все члены команды несут ответственность за общий результат деятельности в равной мере. Это означает ответственность перед лидером, друг другом и ответственность лидера перед командой. Преодолеть сопротивление членов команды росту значимости кросс-функциональных связей и изменению распределения ответственности (традиционно члены управленческой команды воспринимают свою ответственность как ответственность за свое направление/подразделение) непросто. Изменения требуют усилий и работы над собой как со стороны членов команды, так и со стороны лидера.
Автор статьи предлагает несколько советов относительно того, как работая над собой лидер может помочь членам команды (и, в первую очередь, себе самому) перейти к новой системе взаимодействия, позволяющей стать высокорезультативными управленцами.
1. Продемонстрируйте изменения на собственном примере. Если вы хотите открытого, честного диалога с командой (обусловливающего функционирование новой системы взаимодействия), вы должны показать, что вам это действительно нужно и что вы готовы к этому, даже если речь пойдет о ваших недостатках. Выслушивайте критику в свой адрес и изменяйте те модели поведения, которые ваши коллеги считают неприемлемыми.
2. Инициируйте отклик. Всем известно, как тяжело подчиненным говорить с руководством о его недостатках. Ваша задача как лидера дать команде понять, что вы не против, что вы очень ждете от них этого. Вы можете, например, сами начать разговор о какой-то проблеме, тем самым дав понять коллеге, что проблема вас волнует, что вы хотите ее решить и вам важны его мнение и его помощь.
3. Признавайте свои ошибки. Воспринимайте ошибки, как новый опыт, как возможность учиться. Все могут ошибаться, поэтому не бойтесь говорить с командой о своих ошибках. Более того, стремитесь к тому, чтобы сотрудники также не боялись признавать ошибки. Если кто-то совершил ошибку, не стоит фокусировать все внимание на поиске виноватых, нужно думать о том, как скорее исправить ситуацию, и о том, какой положительный опыт вы извлечете из этой ситуации.
4. Учитесь адекватно воспринимать критику и правильно на нее реагировать. Не думайте, что люди, которые вас критикуют, плохо к вам относятся. Ведь чаще всего они, наоборот, хотят вам помочь. Когда люди приходят и говорят вам о каких-то недостатках, они делают вам своеобразный подарок; если вы все правильно воспримете, вы сможете исправить ошибки и в результате получите выгоду. Старайтесь обезличить получаемую обратную связь, это увеличивает вероятность появления правильных выводов.
5. Если необходимо, воспользуйтесь помощью. Часто случается так, что лидеры успешно продвигают новое видение компании среди сотрудников, меняют их манеру поведения, но сами не меняются. В таком случае, обычно, бывает достаточно просто разобраться в себе, понять, что мешает вам измениться. Если же это не помогает, то вы должны быть готовы принять помощь окружающих.
6. Расслабьтесь и принимайте информацию. Не стоит ассоциировать критику с чем-то неприятным. Те, кто честно и открыто высказывают свое мнение, если оно логично и аргументировано, помогают лидерам принимать правильные решения, поддерживают уверенность в том, что компания движется в правильном направлении.