СОХРАНЯЯ ЦЕННОСТИ
Каждый день непредвиденные обстоятельства вынуждают нас принимать скоропалительные решения, которые могут иметь серьезные последствия для нашей личной жизни, для наших организаций, для нашей деятельности. И, как правило, цену таких решений мы узнаем, когда уже слишком поздно что-либо менять. Мы часто стоим перед выбором: сопротивляться или приспосабливаться к обстоятельствам. И от того, какое решение мы примем, зависит очень многое. Успешные лидеры, вынужденные принимать трудные решения, отстаивают свои ценности. Но чего это стоит? Как это сделать, не становясь занудой-моралистом?
Моральный компас
Необходимо начинать с понимания того, кто мы есть. «Мне часто говорят, что студенты МВА слишком стары, чтобы учиться этике, – говорит автор статьи. – Все что им нужно знать об этом, они впитали с молоком матери. Меня такие мысли удручают. Разве человек не растет, набираясь опыта, испытывая себя, принимая сложные решения? На протяжении всей жизни нам необходимо этическое сознание, мы должны¬ поддерживать друг друга в решении этических проблем».
Как только определено, кто мы, каковы наши цели, какие навыки нам нужны, мы можем определить, как лучше реализовать себя в деятельности. Если мы видим общую цель и промежуточные ступени, мы можем создавать содержание каждой последующей из работы на предыдущей, пусть даже нудной и рутинной. Мы должны пытаться учиться чему-то на каждом этапе, от каждого события, у каждого человека, с которым работаем.
Намерение учиться
Для лидера важно обрести желание непрерывно совершенствоваться интеллектуально. Чтение, написание собственных статей, публичные выступления, обучение других – способы идти к этой цели. Став лидером, вы должны также стремиться к тому, чтобы предлагать новые программы обучения и возможности развития окружающим, и развиваться вместе с ними. Совместное обучение, рост не должны прекращаться.
Каждый человек, начинающий бизнес или делающий первые шаги в профессии, обладает определенным набором необходимых навыков, обычно полученных в школе или университете. Неплохая отправная точка. Но настоящее обучение начинается после. Продолжая учиться, становясь более умудренными, мы сами становимся учителями; и наш бизнес связан с обучением, тренерством и наставничеством. В быстро меняющемся мире нам приходится обучать сотрудников, подчиненных, руководителей и даже потребителей, но мы также должны учиться и у них. Чтобы стать менеджером и лидером, надо включить бизнес в сознание (как мы воспринимаем культуру, историю, технику) и достичь ощущения полной вовлеченности. Эмоциональная зрелость – одна из главных характеристик лидера. Признак эмоциональной зрелости – желание изменять и изменяться.
Доверие сотрудников
Вы поймете, как принять правильное решение, если обладаете глубоким пониманием миссии и предназначения вашей деятельности – гораздо более глубоким, нежели желание заработать деньги. Кроме того, надо понять, как ваши ценности соотносятся с рабочей средой, как вы оцениваете деловую культуру.
Ключи к пониманию корпоративной культуры доступны: это ежегодные отчеты, пресс-релизы, веб-сайты фирмы и т.д. Очень важно, чтобы ваши ценности и ценности организации были связаны.
Избегайте лжи во спасение любой ценой. Говорят, что процесс социализации требует от человека пристраститься ко лжи. Большинство так привыкло к полуправде, что уже не отличает правду ото лжи. Даже маленькая ложь может разрушить доверие, на котором строится организация. Закрытые двери и тайные разговоры опасны: они порождают подозрение, снижают уровень доверия. Толерантность в беседе, обмен мнениями, как хорошими, так и плохими идеями могут стать эффективной техникой обучения. Все эффективные лидеры окружают себя людьми, которым могут доверять: ключевые коллеги, клиенты.
Выбор клиентов
Иногда клиенты не могут сформулировать свои потребности. Чтобы взаимодействовать с ними, нужны глубокие знания. Утверждение Дж.П. Моргана (J.P.Morgan) о том, что «мы такие же, как наши клиенты» не утрачивает своей актуальности.
Умение слушать
В век коммуникаций быть хорошим слушателем особенно важно. Необходимость контактировать с другими людьми – друзьями, родственниками, сотрудниками, клиентами – заставляет нас развивать эмоциональную сферу и быть чуткими к ценностям, желаниям и целям других людей. Лучший способ почувствовать – слушать.