НАУКА, ИСКУССТВО И ИНТЕГРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Реферат статьи Роджера Мартина и Дженнифер Риел 2011, осень
В 2005 году в ответ на запрос членов Конгресса и Сената США Национальная академия наук, Национальная инженерная академия и Институт медицины опубликовали доклад под названием «Rising Above the Gathering Storm: Energizing and Employing America for a Brighter Economic Future» («Устоять в надвигающейся буре: воодушевить Америку работать для обеспечения светлого экономического будущего»).
В этом докладе академии, по сути, предупреждали о растущем инновационном разрыве не в пользу Америки, а также о необходимости укрепления конкурентоспособности. Авторы представленной статьи отмечают, что в докладе содержался рецепт возрождения конкурентоспособности США: сосредоточение внимания на вопросах естественнонаучного, технологического, инженерного и математического (Science, Technology, Engineering and Mathematics — STEM) образования, инвестиции в фундаментальные научные исследования и расширение спектра стимулов для студентов на построение карьеры в науке и технике.
Доклад оказал огромное влияние на законодателей. Цифры показали, что Китай выпускает 600,000 инженеров ежегодно, а Индия — 350,000. В то же время в США только 125,000 студентов получали высшее образование в области инженерии ежегодно. Становится очевидно, что Азия очень скоро обгонит Америку. Реакция общественности не заставила себя ждать. В частности, Билл Гейтс публично выказывал недовольство снижением числа выпускников с математическим и естественнонаучным образованием в США и Канаде, описывая данную тенденцию как «угрозу непрерывному экономическому развитию». США требовался серьезный акцент на STEM для противостояния конкуренции со стороны быстро растущих экономик мира. Вместе с тем, доклад и пугающая статистика укрепили распространенное мнение — веру в то, что технологии могут быть панацеей для западной экономики от последствий глобализации. Это, говорят авторы, то же самое, как если бы американские граждане видели спасение в Силиконовой долине: технологии изменили мир, и сосредоточение инновационных фирм сможет управлять экономикой. Люди сделали вывод, что необходимо обучать и финансировать большее количество ученых и инженеров.
Универсальное средство?
В марте 2011 года канадские политики выступили с инициативой финансирования естественнонаучного образования, чтобы дать молодым людям возможности стать поколением инновационных предпринимателей, талантливых ученых и инженеров. Такая «математика» должна была дать понять выпускникамгуманитариям следующее: «больше денег для подготовки инженеров и ученых естественного профиля = большее количество новаторов и изобретателей = процветающая, конкурентоспособная экономика».
Многие инновационные компании возглавляются людьми с образованием именно в области естественных и технических наук. Но не все так просто, как кажется. Группа профессоров инженерии и социологии из Университета Дюка под руководством Гари Джереффи и Вивика Вадва детально изучила вопрос статистики выпуска инженеров. Ученые пришли к выводу, что в случае с Китаем и Индией учитываются не только специалисты, получившие высшее образование, но и люди, отучившиеся на любых коротких технических курсах. В ходе работы с данными Джереффи и его коллеги подсчитали и опубликовали фактическое число степеней бакалавра в области инженерии в Китае (351,000) и Индии (112,000). В США их число составило 137,000. Это означало, что учитывая численности населения, США выпускает инженеров на душу населения в два раза больше Китая, и в четыре — Индии. При этом качество образования и перспективы дальнейшего трудоустройства остаются совершенно неисследованными. Кроме того, данные подтверждают, что количество выпускников STEM-направлений в Северной Америке с середины 90-х годов неуклонно растет, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения.
Авторы представленной статьи задают вопрос, как быть с мнением о том, что конкурентоспособность и процветание напрямую связано с количеством ученых и инженеров в экономике? И сами же дают ответ. Используя данные Национального научного фонда о ежегодной подготовке ученых и инженеров невозможно найти положительную корреляцию между количеством выпускников STEM-направлений и уровнем/ростом ВВП на душу населения.
Игры разума
Несмотря на все сказанное выше, система образования и научно-исследовательская система «видят» STEM обязательным для процветания. Тем не менее, Стив Джобс изучал поэзию, литературу и каллиграфию перед тем как бросить колледж, а Сэм Палмизано (бывший CEO IBM) — историю в Университете Джона Хопкинса. Основатель Facebook Марк Цукерберг был отличником в средней школе в Эксетере, изучал психологию и информатику в Гарварде. Но ему удалось избежать ложного выбора «наука или искусство». Он выбрал оба направления и получил уникальный взгляд на мир.
STEM-дисциплины помогают понять как устроен материальный мир, по каким правилам происходят взаимодействия в нем. Гуманитарные науки и искусство изучают элементы, обычно опущенные в точных науках. Они не помогают понять, как работают вещи, но дают представление о том, как работают люди. Будь то взлеты и падения древних цивилизаций или смысл поэмы Т.С. Элиота — гуманитарные науки могут дать понимание человеческой сущности, почему люди поступают так, а не иначе. Точная наука позволяет разрабатывать решения для тех проблем, которые помогает осознать искусство.
Хитрость современной экономики заключается в том, чтобы совместить ноухау с человеческой проницательностью. И в итоге решить конкретные проблемы человечества. Цукерберг решил конкретную проблему человечества — общение с друзьями и обмен информацией в цифровом формате. Социальные сети — это совокупность человеческого и технологического. Можно предположить, что успех Facebook кроется в удачном тандеме психологии и информатики. Но сама тенденция совмещения «несовместимого» далеко не нова. Крейг Уайнетт, вице-президент по росту и развитию инициатив Procter & Gamble, утверждает, что, фактически, «суть творчества заключается в способности к обобщению, для того чтобы увидеть наиболее глубокие связи в мире, которые большинство людей не замечает; держать в голове две абсолютно разные идеи и рассматривать их как одно целое». В качестве другого примера авторы приводят деятельность Майка Лазаридиса, исполнительного coдиректора компании Research in Motion. Он «смешал» элементы из разных областей для создания первого BlackBerry:
• компьютерной инженерии (совершенно новая технология радиосвязи, которая поддерживает функциональное назначение устройства),
• экономики (зависимость от предшествующего развития, которая показала, что клавиатура QWERTY имеет большое значение для удобства работы с электронной почтой и не только),
• промышленного дизайна (эргономика) и
• психологии (проведение параллелей между зависимым поведением и навязчивой привычкой проверять электронную почту).
Широта + глубина
Западная система образования озабочена тем, что в современных STEM- и гуманитарных науках студенты получают узкую специализацию. Фактически, само по себе гуманитарное образование позволяет развивать студенту собственное мнение, взгляды, систему ценностей и убеждений. Авторы делают вывод, что инновационный подход требует изучения широкого спектра точных и гуманитарных дисциплин. И если глубины погружения в конкретные дисциплины хватает, то самого их количества явно недостаточно.
Проблематика широты подхода имеет два важных направления:
1. Неясно, как просто обучая студентов различным дисциплинам и моделям, можно научить их строить междисциплинарные связи. Можно знать о существовании различных моделей, но быть не в состоянии в них разобраться. Когда две модели противоречат друг другу, можно действовать по трем сценариям:
• пытаться разрешить очевидное противоречие между моделями;
• разделить их, используя каждую в соответствующей ситуации;
• решить, что одна верна, а другая — нет, и отбросить ее.
Нормой является обучение «правильным» моделям в каждой дисциплине, и в большинстве случаев, игнорирование противоречий между дисциплинами.
2. Стремление к широте содержания может привести к накоплению мелких знаний в различных областях. Значимость насыщенности знаний в современном мире неуклонно растет, следовательно, должна быть обеспечена и их должная глубина. Главными новаторами станут те, кто сможет создать уникальное соединение разрозненных пространств. Цукербергу и Лазаридису это удалось блестяще.
Однако система образования плохо приспособлена к выпуску специалистов, способных осуществлять интеграцию различных отраслей. Необходимо прививать студентам мета-навыки мышления в различных дисциплинах и моделях, а также предоставить возможность практиковать их в продуктивной работе с другими людьми. Дизайнер Брюс Мо однажды сказал, что «мир очень сложен для того, чтобы создавать людей Возрождения, но мы можем создавать команды Возрождения». Для этого нам нужны люди, способные «видеть» сквозь модели своих сфер деятельности, и способные подключить к этому процессу своих сотрудников. В процессе они могут развивать возможности построения инновационных моделей.
Целью образования в сегодняшнем узкоспециализированном и наукоемком мире должно стать развитие мета-навыка размышления о мыслях. Важно дать людям конкретные знания в конкретных областях, но еще важнее научить людей думать о том, как они думают. Обучение мета-навыку интегративного мышления предполагает выход за рамки STEM-дисциплин, гуманитарных наук и свободных искусств. В стране, стремящейся к процветанию в мире будущего, главной целью образования должно стать формирование такого интеграционного потенциала.
В 2005 году в ответ на запрос членов Конгресса и Сената США Национальная академия наук, Национальная инженерная академия и Институт медицины опубликовали доклад под названием «Rising Above the Gathering Storm: Energizing and Employing America for a Brighter Economic Future» («Устоять в надвигающейся буре: воодушевить Америку работать для обеспечения светлого экономического будущего»).
В этом докладе академии, по сути, предупреждали о растущем инновационном разрыве не в пользу Америки, а также о необходимости укрепления конкурентоспособности. Авторы представленной статьи отмечают, что в докладе содержался рецепт возрождения конкурентоспособности США: сосредоточение внимания на вопросах естественнонаучного, технологического, инженерного и математического (Science, Technology, Engineering and Mathematics — STEM) образования, инвестиции в фундаментальные научные исследования и расширение спектра стимулов для студентов на построение карьеры в науке и технике.
Доклад оказал огромное влияние на законодателей. Цифры показали, что Китай выпускает 600,000 инженеров ежегодно, а Индия — 350,000. В то же время в США только 125,000 студентов получали высшее образование в области инженерии ежегодно. Становится очевидно, что Азия очень скоро обгонит Америку. Реакция общественности не заставила себя ждать. В частности, Билл Гейтс публично выказывал недовольство снижением числа выпускников с математическим и естественнонаучным образованием в США и Канаде, описывая данную тенденцию как «угрозу непрерывному экономическому развитию». США требовался серьезный акцент на STEM для противостояния конкуренции со стороны быстро растущих экономик мира. Вместе с тем, доклад и пугающая статистика укрепили распространенное мнение — веру в то, что технологии могут быть панацеей для западной экономики от последствий глобализации. Это, говорят авторы, то же самое, как если бы американские граждане видели спасение в Силиконовой долине: технологии изменили мир, и сосредоточение инновационных фирм сможет управлять экономикой. Люди сделали вывод, что необходимо обучать и финансировать большее количество ученых и инженеров.
Универсальное средство?
В марте 2011 года канадские политики выступили с инициативой финансирования естественнонаучного образования, чтобы дать молодым людям возможности стать поколением инновационных предпринимателей, талантливых ученых и инженеров. Такая «математика» должна была дать понять выпускникамгуманитариям следующее: «больше денег для подготовки инженеров и ученых естественного профиля = большее количество новаторов и изобретателей = процветающая, конкурентоспособная экономика».
Многие инновационные компании возглавляются людьми с образованием именно в области естественных и технических наук. Но не все так просто, как кажется. Группа профессоров инженерии и социологии из Университета Дюка под руководством Гари Джереффи и Вивика Вадва детально изучила вопрос статистики выпуска инженеров. Ученые пришли к выводу, что в случае с Китаем и Индией учитываются не только специалисты, получившие высшее образование, но и люди, отучившиеся на любых коротких технических курсах. В ходе работы с данными Джереффи и его коллеги подсчитали и опубликовали фактическое число степеней бакалавра в области инженерии в Китае (351,000) и Индии (112,000). В США их число составило 137,000. Это означало, что учитывая численности населения, США выпускает инженеров на душу населения в два раза больше Китая, и в четыре — Индии. При этом качество образования и перспективы дальнейшего трудоустройства остаются совершенно неисследованными. Кроме того, данные подтверждают, что количество выпускников STEM-направлений в Северной Америке с середины 90-х годов неуклонно растет, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения.
Авторы представленной статьи задают вопрос, как быть с мнением о том, что конкурентоспособность и процветание напрямую связано с количеством ученых и инженеров в экономике? И сами же дают ответ. Используя данные Национального научного фонда о ежегодной подготовке ученых и инженеров невозможно найти положительную корреляцию между количеством выпускников STEM-направлений и уровнем/ростом ВВП на душу населения.
Игры разума
Несмотря на все сказанное выше, система образования и научно-исследовательская система «видят» STEM обязательным для процветания. Тем не менее, Стив Джобс изучал поэзию, литературу и каллиграфию перед тем как бросить колледж, а Сэм Палмизано (бывший CEO IBM) — историю в Университете Джона Хопкинса. Основатель Facebook Марк Цукерберг был отличником в средней школе в Эксетере, изучал психологию и информатику в Гарварде. Но ему удалось избежать ложного выбора «наука или искусство». Он выбрал оба направления и получил уникальный взгляд на мир.
STEM-дисциплины помогают понять как устроен материальный мир, по каким правилам происходят взаимодействия в нем. Гуманитарные науки и искусство изучают элементы, обычно опущенные в точных науках. Они не помогают понять, как работают вещи, но дают представление о том, как работают люди. Будь то взлеты и падения древних цивилизаций или смысл поэмы Т.С. Элиота — гуманитарные науки могут дать понимание человеческой сущности, почему люди поступают так, а не иначе. Точная наука позволяет разрабатывать решения для тех проблем, которые помогает осознать искусство.
Хитрость современной экономики заключается в том, чтобы совместить ноухау с человеческой проницательностью. И в итоге решить конкретные проблемы человечества. Цукерберг решил конкретную проблему человечества — общение с друзьями и обмен информацией в цифровом формате. Социальные сети — это совокупность человеческого и технологического. Можно предположить, что успех Facebook кроется в удачном тандеме психологии и информатики. Но сама тенденция совмещения «несовместимого» далеко не нова. Крейг Уайнетт, вице-президент по росту и развитию инициатив Procter & Gamble, утверждает, что, фактически, «суть творчества заключается в способности к обобщению, для того чтобы увидеть наиболее глубокие связи в мире, которые большинство людей не замечает; держать в голове две абсолютно разные идеи и рассматривать их как одно целое». В качестве другого примера авторы приводят деятельность Майка Лазаридиса, исполнительного coдиректора компании Research in Motion. Он «смешал» элементы из разных областей для создания первого BlackBerry:
• компьютерной инженерии (совершенно новая технология радиосвязи, которая поддерживает функциональное назначение устройства),
• экономики (зависимость от предшествующего развития, которая показала, что клавиатура QWERTY имеет большое значение для удобства работы с электронной почтой и не только),
• промышленного дизайна (эргономика) и
• психологии (проведение параллелей между зависимым поведением и навязчивой привычкой проверять электронную почту).
Широта + глубина
Западная система образования озабочена тем, что в современных STEM- и гуманитарных науках студенты получают узкую специализацию. Фактически, само по себе гуманитарное образование позволяет развивать студенту собственное мнение, взгляды, систему ценностей и убеждений. Авторы делают вывод, что инновационный подход требует изучения широкого спектра точных и гуманитарных дисциплин. И если глубины погружения в конкретные дисциплины хватает, то самого их количества явно недостаточно.
Проблематика широты подхода имеет два важных направления:
1. Неясно, как просто обучая студентов различным дисциплинам и моделям, можно научить их строить междисциплинарные связи. Можно знать о существовании различных моделей, но быть не в состоянии в них разобраться. Когда две модели противоречат друг другу, можно действовать по трем сценариям:
• пытаться разрешить очевидное противоречие между моделями;
• разделить их, используя каждую в соответствующей ситуации;
• решить, что одна верна, а другая — нет, и отбросить ее.
Нормой является обучение «правильным» моделям в каждой дисциплине, и в большинстве случаев, игнорирование противоречий между дисциплинами.
2. Стремление к широте содержания может привести к накоплению мелких знаний в различных областях. Значимость насыщенности знаний в современном мире неуклонно растет, следовательно, должна быть обеспечена и их должная глубина. Главными новаторами станут те, кто сможет создать уникальное соединение разрозненных пространств. Цукербергу и Лазаридису это удалось блестяще.
Однако система образования плохо приспособлена к выпуску специалистов, способных осуществлять интеграцию различных отраслей. Необходимо прививать студентам мета-навыки мышления в различных дисциплинах и моделях, а также предоставить возможность практиковать их в продуктивной работе с другими людьми. Дизайнер Брюс Мо однажды сказал, что «мир очень сложен для того, чтобы создавать людей Возрождения, но мы можем создавать команды Возрождения». Для этого нам нужны люди, способные «видеть» сквозь модели своих сфер деятельности, и способные подключить к этому процессу своих сотрудников. В процессе они могут развивать возможности построения инновационных моделей.
Целью образования в сегодняшнем узкоспециализированном и наукоемком мире должно стать развитие мета-навыка размышления о мыслях. Важно дать людям конкретные знания в конкретных областях, но еще важнее научить людей думать о том, как они думают. Обучение мета-навыку интегративного мышления предполагает выход за рамки STEM-дисциплин, гуманитарных наук и свободных искусств. В стране, стремящейся к процветанию в мире будущего, главной целью образования должно стать формирование такого интеграционного потенциала.