СПОРТ И БИЗНЕС: ЗАЛОГ ПОБЕДЫ
Бизнес и спорт объединяет многое, в частности, успех и там и там определяется стратегией, руководством, мотивацией и командной игрой. В обоих случаях приходится добиваться максимальных результатов в условиях ограниченности ресурсов, поэтому спортивные соревнования можно сравнить с конкуренцией в бизнесе.
Менеджеров можно разделить на две условные категории. Первая из них – склонные к соревнованию (конкуренции), им все равно, какие результаты они покажут, главное – чтобы быть лучше других. Вторая группа ориентирована на результат – ее представителям не так важно сравнивать свои достижения с достижениями конкурентов, как улучшать их год от года. Авторы статьи отмечают, что есть еще и очень небольшая группа тех, кто отвергает обе альтернативы и хочет быть лучшими с максимальным результатом – группа победителей. Любые результаты в рамках спортивных состязаний (как и в конкурентной борьбе на рынке) являются комбинацией того, как выступает каждый из спортсменов и как он соревнуется с остальными.
Авторы статьи предлагают вниманию читателей свою модель, для чего выделяют пять основных положений.
Во-первых, результат соревнований (конкуренции) зависит от ряда факторов, то есть является функцией от многих переменных.
Во-вторых, игроки не разделяются две обозначенные выше группы, все они находятся в разных стартовых условиях в зависимости от уровня подготовки, опыта и т.п.
В-третьих, положение игроков в ходе состязаний зависит как от соревновательности, так и от нацеленности на конкретный результат.
В-четвертых, ответ на вопрос о том, станет ли уникальная начальная позиция игрока выигрышной, определяется уже в ходе соревнования.
В-пятых, результаты всех игроков сопоставимы, то есть разница между победителем и проигравшими невелика. Поэтому участники, которые заведомо не могут показать некий базовый уровень результатов, не будут соревноваться (входить на рынок).
На основании приведенных предпосылок авторы сформулировали модель соотношения результативности и соревновательности, выделив четыре возможных варианта. В первом из них игрок показывает лучшие возможные результаты, опережая при этом всех конкурентов, что обеспечивает ему длительное стабильное доминирование – «высшая лига». Противоположностью является вариант с плохими результатами и слабым стремлением к победе – как правило, это молодые команды, которым нужно работать на будущее. Третья группа – игроки, нацеленные на соревнования, способные преодолевать свои недостатки ради победы. Однако появление достаточно сильного конкурента, например, из первой группы, может лишить их лидерства, поэтому им нельзя забывать об улучшении своих навыков и постоянных тренировках. Четвертая – игроки, работающие на результат, способные побеждать в отдельных случаях, но сдающиеся в тяжелых ситуациях. Их основной недостаток – отсутствие воли к победе.
В рамках построенной матрицы рекомендуется за один шаг смещаться либо по горизонтали (в первую очередь это изменение отношения к самому соревновательному процессу), либо по вертикали (здесь потребуется накопление навыков и четкое выстраивание деятельности) и не пытаться сразу совершить диагональное перемещение.
Авторы отмечают, что, хотя высокие результаты крайне важны сами по себе, лидером в спорте, так же как и в бизнесе, можно стать, только обладая железной волей. С другой стороны, компании, показывающей стабильно плохие результаты, следует, так же как и спортсмену-неудачнику, вначале поработать над техникой, не ставя невыполнимых задач.