ПУТЬ К СОЗДАНИЮ СПРАВЕДЛИВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
К сожалению, в наше время сотрудники большинства организаций вряд ли назовут их «справедливыми» или «демократическими». Зачастую сотрудники не имеют никакой возможности влиять на принятие решений, на организацию работы. Несправедливость и неравенство относятся к основным факторам, обусловливающим уход сотрудников из организации.
Эта статья о том, как создать справедливую организацию. Автор дает пять советов, которые помогут лидерам скорректировать свой образ действий, чтобы добиться этой цели.
Создавайте и распространяйте ясное гуманное организационное видение Оно включает в себя три элемента: цель, набор ценностей и образ желаемого состояния. Цель определяет то, чем занимается компания, ценности обусловливают принципы работы над достижением поставленной цели, а образ желаемого состояния дает ясную картинку того, что будет, если цель будет достигнута. Организационное видение должно находить выражение в осмысленных перспективах, тогда оно будет иметь силу. То, чем занимаются люди в организации, должно перекликаться с их личными ценностями – это позволяет им более энергично и качественно выполнять свою работу.
Согласно исследованиям, организации, которые имеют четкое видение, получают заметно большие прибыли, чем организации без видения. Однако не в прибыли заключена причина, по которой видение необходимо сотрудникам. Причина – в значении продукта или услуги для покупателя. Иногда прибылью приходится жертвовать на какое-то время, чтобы заработать доверие сотрудников и улучшить мотивацию.
Успешные лидеры уделяют внимание взаимоотношениям и налаживанию контактов между людьми. Развивайте в себе и в других чувство справедливости Мало кто из будущих лидеров осознает, утверждает автор, что успех их лидерства напрямую зависит от их представлений о смысле жизни. Организация может быть справедливой лишь в случае, когда лидер думает о благосостоянии других, отстаивает права окружающих, если они сами этого не могут. Руководители должны в полной мере осознавать свою ответственность за благосостояние окружающих. Формирование сообщества, построенного на определенных ценностях, требует открытого обсуждения, которое приводит к лучшему взаимопониманию, к созданию более крепких эмоциональных связей и к более согласованному поведению.
Руководители должны находить время, чтобы рассматривать альтернативные варианты и предложения, с тем, чтобы принимать справедливые решения, максимально удовлетворяющие интересы всех сторон. Поощряйте агентов перемен и обличителей Лидеры должны сделать все возможное для создания благоприятного морального климата в коллективе. Вопреки расхожему мнению, большинство обличителей ведут себя очень рационально, взвешивая все плюсы и минусы огласки информации, которой они владеют.
Согласно исследованиям, склонность говорить зависит от вероятности изменений, того, что ситуация будет исправлена, а значит, восторжествует справедливость. Следует оберегать своих осведомителей, побуждать людей говорить о проблемах. Сотрудники должны воспринимать такое поведение как часть своей работы, тогда они не будут чувствовать себя морально обязанными. Люди почти гарантированно будут молчать, если думают, что работают на несправедливого босса или в несправедливой организации.
Обеспечьте доступ к информации и принятию решений. Это повысит доверие к вам со стороны подчиненных. Исследования показывают, что соблюдение режима секретности в отношении таких вещей, как оплата труда, оценка результатов деятельности или критериев продвижения по службе, может спровоцировать ощущение неравенства, предвзятости, сформировать неблагоприятный климат в компании.
Однако важную роль играет не только обеспечение доступа к информации, но и предоставление возможности участвовать в принятии решений. Участие в принятии решении способствует признанию лидерства, помогает создавать ощущение справедливости. Гарантируйте процедурную справедливость Под процедурной справедливостью автор статьи понимает осознание сотрудником справедливости самого процесса принятия решений. Важно подчеркивать значимость голоса сотрудника, уместность критериев оценки и достоверность информации, используемой при принятии решения.
Любой руководитель должен всегда помнить, что сотрудники, к которым относятся справедливо, в большей степени склонны демонстрировать выгодный для организации образ действий, проявляя альтруизм, добросовестность, вежливость и другие положительные качества. И кроме того, их заметно труднее вовлечь в подрывающую стабильность функционирования организации деятельность, такую как уклонение от работы, саботаж или проявление агрессии.