В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ: ОТКРЫТОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА
Сегодня мы знаем о методиках управления практически все, однако далеко не каждому профессиональному менеджеру удается не только получать прибыль, но и реально делать мир вокруг лучше. Многие проблемы, более глубокие, чем подготовка ежеквартальных отчетов, остаются неразрешенными, возникают новые. Примером могут служить всем известные проблемы мирового масштаба, вызванные недостатками управления: глобальное потепление, голод, бедность, терроризм…
Мы так и не научились решать их.
Что же упущено в сути менеджмента? Почему два менеджера с одинаковым образованием и опытом, делая в одних и тех же ситуациях фактически одно и тоже, на выходе зачастую получают разные результаты?
Одна из основных причин, по мнению Отто Шармера, лежит в самой основе управления – в качестве внимания, с которым мы относимся к происходящему вокруг. Рассмотрим процесс восприятия мира человеком через слушание. Можно выделить четыре категории слушания.
1. Подтверждающее слушание
«Да, я слышал это уже много раз». Этот тип слушания можно охарактеризовать как «слушаем, но не слышим, смотрим, но не видим». Причина в том, что всю получаемую информацию мы пропускаем через призму собственных суждений и опыта. Все, что согласуется с нашими представлениями и знаниями, мы принимаем, но при этом фактически не получаем новой информации. Все, что кажется нам незнакомым (или, тем более, противоречащим нашему мнению), мы просто пропускаем. То есть, мы смотрим на вещи через призму «своего старого мира».
2. Объектно-ориентированное слушание
«Это выглядит весьма неожиданно и интересно». Этот подход характеризует восприятие реальных фактов, которые нам преподносят. При этом, если подтверждающее слушание поддерживает и укрепляет наше старое знание, в данном случае это старое знание может быть поставлено под вопрос, пересмотрено, изменено, дополнено и перекроено за счет новых мыслей и идей. Такое восприятие критично по отношению к нашему мировоззрению. Мы смотрим на вещи через призму «реального мира». Для этого необходимо открыть свой разум.
3. Эмоционально-чувственное слушание
«Сейчас я действительно чувствую, что Вы имеете в виду». При таком слушании мы воспринимаем мир таким, каким он представляется собеседнику. Мы находимся в глубокой ментальной связи с собеседником и смотрим на мир его глазами, забывая о наших собственных суждениях. Мы смотрим на вещи через «Ваш мир». Для этого необходимо открыть свое сердце, сочувствовать собеседнику.
4. Порождающее слушание
«То, что я чувствовал, сложно передать словами, я словно получил доступ к знанию большему, чем было у меня или вокруг меня». При таком слушании нам уже не нужно находить с кем-то глубокое взаимопонимание, смотреть на мир чужими глазами. Мы находим источник знания внутри нас самих, ищем внутри себя точку, с которой видно то будущее, которое вероятно для нас. Для этого необходимо сделать открытыми наши желания.
Наиболее удачная характеристика для первых двух типов слушания – реакционные. Такое восприятие не позволяет выходить за определенные рамки, следовательно, не становится проводником существенных изменений. Только открытое и созидательное слушание может обеспечить решение проблем, которые формировались в течение длительного времени, образуя «слепое пятно» менеджера.
Но как достичь этого состояния понимания самого себя, своих желаний, своего видения будущего? Чтобы ответить на этот вопрос автор статьи предлагает выработанную им теорию U, приглашает погрузиться в глубины собственного сознания. Автор подчеркивает, что разобранная ниже теория может быть экстраполирована с индивидуального уровня на уровень группы, организации или глобальный уровень.
Способность воспринимать изменения, участвовать в изменениях и проводить их связывается автором со способностью перейти от закрытого и фактического восприятия к открытому и созидательному. Это трехшаговый процесс, который вкратце выглядит следующим образом:
• Сначала необходимо притормозить и осмотреться, перестать «подтверждать» свои взгляды и начать воспринимать происходящее вокруг;
• Потом нужно отыскать в себе самом точку тишины и спокойствия, точку, где рождаются наши идеи и мечты;
• И в завершение, нужно реализовать свое представление о будущем, создать образ будущего, каким мы его видим, образ, который обеспечит нашу связь с будущим и даст возможность экспериментировать.
Для того чтобы реализовать описанный подход на институциональном уровне, в рамках организаций, нужна технология. Эта технология лидерства должна культивироваться в организации ключевыми группами и может быть описана следующим образом:
1. Восприятие мира: слушаем, к чему призывает сама жизнь.
Руководители должны создавать притягательную для других сотрудников атмосферу созидательного восприятия. Атмосферу, подталкивающую слушать самих себя и других и смотреть на вещи через призму вероятного желаемого будущего.
2. Наблюдение: внимательно воспринимаем с открытым разумом.
Для эффективного осуществления наблюдения (объектно-ориентированного и открытого восприятия) необходимо прекратить оценивать происходящее через призму «своего старого мира», элиминировать влияние укоренившихся суждений. Только так можно проложить дорогу к пониманию своих собственных глубоких идей и желаний.
3. Восприятие: в контакте со своим сердцем.
Начать принимать решения и смотреть на происходящее не с точки зрения холодного расчета, но опираясь на то, что подсказывает сердце, открытое сердце. Безусловно, такой подход эффективен не всегда, но в некоторых ситуациях он абсолютно необходим.
4. Присутствуем: в контакте со своим глубинным «я» и со своими стремлениями.
Это – самая дальняя точка на пути к открытости. Сначала открывается разум, потом сердце. Последним этапом является высвобождение воли, желаний, дающее способность увидеть и понять наше вероятное желаемое будущее, способность принимать решения, исходя из целостного восприятия мира в его развитии.
5. Кристаллизация: получаем доступ к силе намерения.
Осознав наши цели и намерения, мы начинаем реализовывать их. Первой ступенью к реализации становится создание небольшой группы людей, в наибольшей степени заинтересовавшихся появившейся идеей или проектом; людей которые будут ядром его реализации.
6. Апробация: объединяем руки, сердце и разум.
На первых этапах нужно добиться открытости сердца, разума и желаний, теперь же необходимо объединить разум, руки и сердце для эффективной, скоординированной деятельности. Нужно вовремя перестать вести умозрительные поиски внутри своего сознания и от размышления перейти к действию, подключив в нужной степени свои руки, ведь иногда в наших руках сосредоточено больше силы, чем может быть сосредоточено в голове. Однако слишком активная работа руками может стать бездумной, одновременно с тем, как переизбыток умственной работы превращается в пустые бесконечные и безрезультатные размышления, а доминирование сердца – в непрекращающуюся непродуктивную болтовню.
7. Исполнение: действуем в гармонии с окружающим миром.
Теперь, когда почти все готово, осталось организовать процесс так, чтобы при едином руководстве все музыканты играли одно и то же произведение.