3D-печать и дистрибьюция
Автору статьи эти дебаты напомнили начало 2000х, когда обсуждались возможности развития электронной торговли. Сегодня мы уже можем оценить, что выиграли те, кто быстро среагировал на вновь открывающиеся возможности.
Оценить реалии влияния 3D-печати можно будет со временем. Сейчас же Барретт Томпсон предлагает его исследовать в области ценовых стратегий, традиционного складирования и договорных составляющих.
Практика ценообразования от стоимости входящих элементов становится непрактичной, поскольку нет входящей себестоимости напечатанных на 3D-принтере позиций. Скорее актуальным оказывается вопрос о затратах, которые 3D-печать позволяет избежать. Более актуальной становится привязка цены к средним ценам продажи или ценовым спискам, которые рекомендуют производители, но этот подход тоже неоднозначен.
Вопрос о присутствующих и отсутствующих на складе составляющих также становится неактуальным, если любую позицию из списка в 300 000 наименований можно напечатать за несколько минут. Затраты на складские площади становятся менее результативными, чем вложения в оборудование для 3D-печати, помещающееся в небольшой комнате.
Что касается договорных отношений, ценностью будут обладать только цифровые спецификации, то есть, интеллектуальная собственность цифровых файлов, описывающих отдельные компоненты. Собственно производство может быть полностью подстроено под потребителя. При этом под угрозой оказывается роль дистрибьютеров – они перестают добавлять ценность в цепочку отношений основного производителя или дизайнера и OEM (производителей оригинальных запчастей). Отношения в области лицензий более результативно и эффективно осуществлять без посредника. И цепи поставок придется полностью пересматривать.
Конечно, сегодня влияние 3D-печати на дистрибьюцию находится в области фантазий. Но, помятуя об опыте электронной торговли, можно сказать, что сейчас самое время для исследований.