КТО СПОСОБЕН ОБНОВИТЬ КОМПАНИЮ?
(Bala Chakravarthy, Peter Lorange, Driving Renewal: the Entrepreneur-Manager), выпуск 3
Обновление компании – не просто расширение или укрепление ее позиций, это – обновление основ бизнеса. Для организации столь радикальных изменений необходим человек, сочетающий в себе способность грамотно оценить компанию изнутри со способностью оценить компанию извне. Иными словами, этот менеджер должен быть в состоянии, абстрагируясь от деталей происходящего в компании, искать «снаружи» интересные решения и варианты развития, и, найдя, применять их внутри компании не с белого листа, а опираясь на накопленные компанией ресурсы и имеющиеся возможности. Этот человек, отмечают авторы, должен обладать способностями бизнесмена, быть не просто ответственным управленцем, но браться за новое дело, принимать риск и устремляться вперед. Сами авторы называют такого руководителя обновления компании «менеджер-предприниматель».
Авторы статьи провели глобальное исследование, которое позволило им составить описание необходимых знаний, умений и личных качеств идеального руководителя обновления.
Способности руководителя обновления:
1. Видеть ситуацию в целом и корректировать стратегию
Способность одновременно видеть ситуацию вне корпорации и разрабатывать стратегию, учитывающую интересы и возможности компании.
2. Эффективно распространять свои идеи
Даже в тех ситуациях, когда стратегия, разработанная руководителем обновления, очевидно выгодна компании, внутри компании могут найтись те, для кого эта стратегия будет невыгодна и/или непонятна. В такой ситуации руководитель обновления должен достаточно точно оценить причины несогласия и либо усовершенствовать стратегию, избавившись от камня преткновения, либо провести достаточно успешную внутреннюю рекламную кампанию своих планов.
3. Поиск поддержки и стягивание ресурсов
Для проведения обновления не достаточно усилий одного менеджера – необходимо слаженное функционирование всех частей предприятия, руководитель обновления должен получать поддержку и необходимую информацию от всех частей компании. Для этого важно внутрикорпоративное восприятие личности руководителя обновления – руководители подразделений компании на разных уровнях должны знать его и доверять ему.
4. Создание и мотивация команды экспертов
Зачастую, для эффективного проведения обновления руководителю обновления необходима команда экспертов, постоянно работающих вместе с ним. Однако сотрудники компании, проводящие обновление, подвержены двухстороннему риску. Во-первых, возможные неудачи обновления могут поставить под угрозу как ежегодное повышение зарплаты и выплаты бонусов, так и всю карьеру в целом. Во-вторых, те, кто, занимая свои обычные должности в компании, ценились как незаменимые сотрудники высшего класса, попадая в команду обновления, составленную из самых лучших сотрудников, могут быть оценены на среднем или даже ниже среднего уровня. Руководитель обновления должен уметь управлять карьерным риском, которому подвергаются его подчиненные.
Личные качества руководителя обновления:
1. Стремление к риску
1.1. Личный риск. Хорошим признаком способности человека вести обновление может быть наличие в его биографии стремления к личному риску – увлечение экстремальными видами спорта, критика тоталитарного политического режима и прочее. Однако хороший альпинист избегает падения, а политический критик – расстрела; риск не должен быть необдуманным.
1.2. Профессиональный риск. Аналогично, способность принимать обдуманный профессиональный риск будет свидетельствовать о способности менеджера эффективно руководить необычным проектом.
2. Страсть и внутренний огонь
Часто, не имея никаких гарантий вознаграждения, особенно в случае провала проекта, единственная сила, движущая руководителем обновления – это личный, почти спортивный интерес. Именно эта страсть к проведению интересных проектов и внутренний огонь способны убедить как руководителей компании – принять разработанную стратегию, так и необходимых специалистов – присоединиться к команде преобразователей. При этом обычно менеджеру обновления проект интересен до тех пор, пока он не реализован; как только появляются первые результаты, а разработанная стратегия запущена и эффективно функционирует, руководитель обновления теряет всякий интерес к происходящему.
3. Ориентированность на действие
Руководитель обновления предпочитает действовать, нежели разрабатывать теоретические планы. Для него каждый проект абсолютно нов и неизведан, и единственный метод узнать, какое решение правильное – экспериментальный.
Руководитель обновления узнает, как надо действовать, не до начала проекта, а во время его претворения в жизнь.
Часто такие недостатки планирования идут вразрез с бюрократическими процедурами компании, особенно, когда речь идет о больших корпорациях. Однако руководитель преобразования всегда знает, какие правила можно нарушить для ускорения процесса, а какие нельзя, так как при этом будут затронуты основные ценности компании.
4. Уверенность в себе
Принципиально важно, чтобы даже при провале той или иной части компании руководитель не воспринимал это как личную ошибку, отражение своего непрофессионализма. Хороший руководитель обновления даже в случае неудачи точно знает, что никто бы не справился с этой задачей лучше него и с неугасающим интересом берется за поиск и реализацию новых идей.
Профессиональный опыт руководителя обновления:
1. Профессиональная репутация
Наличие у руководителя обновления множества успешно реализованных проектов дает ему уверенность в том, что в случае неудачи у него будет второй шанс, а его работодателю – в том, что неудача – не более чем случайность и со второй (третей, четвертой…) попытки проект закончится успешно.
2. Наличие хороших деловых связей
Наличие крепких связей как внутри компании, так и за ее пределами необходимо для успешного сотрудничества руководителя обновления со всеми частями компании, получения необходимой информации извне, и составления команды профессионалов, постоянно работающих над проектом обновления.