Статья. Бизнес и большие данные
Источниками данных являются не только различного рода финансовые операции и взаимодействие с клиентами, но и разнообразные технические устройства (например, устройства, позволяющие отслеживать логистические операции), коммуникационносетевые источники и многочисленные контакты в цепочке создания ценности. Такой объем информации ведет к появлению новых трудностей для лидеров и их предприятий. Согласно исследованиям, организации, которые используют так называемые «большие данные» (англ. big data) для аналитики и принятия решений, являются гораздо более эффективными и получают большую прибыль на собственный капитал, чем их конкуренты, которые этого не делают. Со временем, вероятно, большие данные займут место полноценного актива организации, который будет оказывать влияние на все подразделения организации и функционировать наподобие серьезного бренда, становясь источником конкурентного преимущества.
Типы организаций по степени использования аналитических данных
MIT Sloan Management Review в сотрудничестве с IBM Institute for Business Value провели исследование на тему использования компаниями аналитики для создания конкурентных преимуществ. Организации, применяющие в своей работе анализ больших данных, можно условно разделить на три типа: начинающие, опытные и продвинутые. Соответствующая информация представлена в таблице.
Преимущества использования больших данных
Самым главным преимуществом, которое может получить организация от использования больших данных и аналитики, является, конечно, эффективность работы. Анализ информации позволяет автоматизировать многие процессы, что значительно сокращает затраты и облегчает работу.
Анализ больших данных дает возможность для использования нового метода принятия решений. Проводя управляемые эксперименты, организации могут испытывать гипотезы и анализировать результаты, для того чтобы направлять инвестиционные решения и функциональные изменения. По сути, эксперименты позволяют менеджерам выделить причинноследственную связь, сократив, тем самым, количество возможных вариантов развития событий, что способствует улучшению качества финансовой и производственной активности.
Большие данные также полезны с точки зрения взаимодействия организации с клиентами. Анализ и учет информации вкупе с существующими технологиями делает возможной персонализацию потребителей и моделирование изменений их поведения в режиме реального времени. Компании смогут отслеживать момент, когда клиенты близки к тому, чтобы принять решение о покупке и подталкивать их к этому, например, с помощью различного рода бонусных программ. Также важно понимать, что работа с большими данными делает компанию более инновационной. У нее появляется возможность максимально индивидуализировать предлагаемые продукты и услуги, причем сам процесс их разработки может быть автоматизирован.
Большие данные позволяют расширить область применения алгоритмов и машинного анализа. Создание программ, автоматически анализирующих поступающую информацию, значительно увеличивает эффективность работы, позволяет создать качественную систему управления рисками, а также позволяет выявить ту информацию, которая в ином случае осталась бы скрытой.
Трудности, связанные с использованием больших данных
Самой большой трудностью в работе с большими данными является нехватка людей, обладающих серьезными аналитическими навыками (связанными, в первую очередь, с использованием специального программного обеспечения и проведением глубокого статистического анализа), а также менеджеров, понимающих как можно применять данные статистики.
Еще одна проблема, связанная с использованием больших данных, состоит в том, что информация часто не выходит за рамки отдельных подразделений организации, что мешает ее своевременному использованию. Некоторые организации пытаются открыть эти замкнутые группы: они объединяют данные из различных систем, стимулируют взаимодействие ранее разделенных функциональных единиц и даже запрашивают информацию у внешних поставщиков и клиентов для совместного создания продуктов.
Использование больших данных также влечет за собой трудности, связанные с конфиденциальностью. Эти трудности можно разделить на две группы:
• проблемы конфиденциальности личной информации потребителей (известно, что большая часть данных, которые получает организация — это данные, связанные с потребителями, и чем больше информации организация получает, тем сильнее они будут обеспокоены вопросами конфиденциальности), и
• проблемы конфиденциальности информации, которой располагает компания (применение результатов анализа больших данных в работе подразумевает более открытый доступ к информации и использование различных устройств, предназначенных для ее хранения, что повышает риск утечки информации).
4 шага в оценке потенциала больших данных
1. Оцените возможности и риски. Многие стратегии, связанные с аналитикой, появляются тогда, когда руководители чувствуют острую необходимость ответить на возникшую угрозу или если возникает шанс выиграть конкурентную борьбу за счет аналитики.
2. Оцените наличие или отсутствие необходимых аналитических инструментов. В основе любой стратегии, связанной с обработкой больших данных, лежит анализ доступной внешней и внутренней информации. Такой анализ должен также включать исследование имеющихся у сотрудников аналитических навыков и изучение потенциально возможных партнерств, способных заполнить пробелы в ресурсах организации.
3. Согласуйте стратегические альтернативы. После того как определена стратегическая возможность и необходимые ресурсы, чтобы ее использовать, многие организации спешат скорее приступить к фазе планирования и действия. Это ошибка. Стратегии, связанные с аналитикой, как правило, бывают очень тесно переплетены с общей стратегией организации и требуют, таким образом, очень тщательного планирования наиболее правильного распределения ресурсов. В некоторых случаях, это может означать предоставление рядовым работникам мощных аналитических инструментов, в других — накопление данных и развитие аналитических навыков у сотрудников для получения преимущества первопроходца.
4. Подумайте о возможных трудностях. Необходимо понимать, что воплощение аналитической стратегии в жизнь подразумевает определенные трудности внутри организации, с которыми может справиться лишь ее высшее руководство.
Не все руководители полностью осознают потенциал, который заключает в себе аналитика. Стоит помнить, что окружающие не стоят на месте, поэтому сейчас самое время начать использовать потенциал больших данных для создания дополнительных конкурентных преимуществ.
Таблица. Компетентность компаний в аналитике