Преемственность, наставничество и возможности технологий
Планирование преемственности в организации сегодня почти всегда предполагает использование такого важного инструмента взращивания талантливых руководителей, как наставничество. Однако когда доходит до дела, реализуемые схемы наставничества обычно приносят весьма посредственный результат.
В частности, в рамках этих схем наставничество может быть ограничено спуском информации «сверху вниз», когда обучаемый может не вполне понимать, что он участвует в цепочке преемственности.
Автор выделяет следующие основные недочеты, проявляющиеся при таком развитии событий:
Во-первых, излишняя ориентированность на общее впечатление. «Подопечные» очень часто тратят больше времени на то, чтобы создать положительный образ, впечатлить наставника, нежели на то, чтобы учиться. Причина этому – недостаток открытости и честности между сторонами.
Во-вторых, неясность цели совместной работы, направления движения или полное их отсутствие зачастую являются причиной того, что со временем наставнические отношения деградируют в чисто формальное общение, создается лишь видимость обучения.
В-третьих, ограниченная перспектива. В настоящее время для профессионала было бы, по меньшей мере, неразумным в своем развитии быть ориентированным лишь в одном направлении. Наставники должны стимулировать своих подопечных, чтобы они добивались больших результатов, чем сами наставники, поднимали планку. К сожалению, этого не происходит, особенно когда в пример ставится опыт только одного человека (непосредственного руководителя).
В современном мире множества возможностей, учитывая существование и доступность интернет-технологий, развитие должно быть разноплановым, всесторонним. Поэтому автор указывает на необходимость создания «сетей обмена знаниями» (knowledge networks), опосредующих взаимодействие наставников и обучаемых. Ценность таких сетей обусловлена тем, что они обеспечивают всесторонний обмен информацией, ведь с определенного момента «подопечный» становится одновременно и наставником, кроме того сеть дает возможность для кросс-обмена знаниями и опытом.
По мнению автора идеальная модель наставничества, подкрепленная эффективной, живой сетью обмена знаниями, должна обладать такими качествами как:
• Синтез знаний: с теми возможностями, которые у нас есть, с тем количеством знаний, к которым мы имеем доступ сегодня, мы просто обязаны уметь обобщать, совмещать знания из различных областей.
• Соответствие уровня обучения спросу: этот пункт имеет огромное значение для обмена знаниями; наставники должны демонстрировать высокий уровень мастерства и профессионализма в обучении, а преемники должны иметь доступ к ресурсам наставника.
• Глобальная ориентированность: опять же, связана с теми возможностями, которые нам предоставляет интернет и все достижения современной техники – нужно уметь эффективно их использовать.
Наш мир полон возможностей, необходимо уметь их замечать и использовать. Современные технологии могут оказать неоценимую помощь в развитии наставничества и взращивании талантов при грамотном управлении.