КОРПОРАЦИИ И НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КТО КОГО?
«Рынок уже не является социальным пространством, он стал руководящим принципом существования современного общества» (Поланьи (Polanyi), 1989). Это утверждение достаточно емко отражает причины изменения условий, в которых сегодня действуют неправительственные организации и их «противник» – корпорации. NGO принято противопоставлять корпорациям, ассоциируя первые с «хорошими», а вторые с «плохими». Однако на сегодняшний день обстоятельства существенно изменились: и те, и другие воспринимают социальную ответственность как часть своей деятельности.
Создание неправительственных организаций предполагало формирование базы для организованного взаимодействия общества и корпораций. Они призваны создавать социальные сети, консолидировать общество при обсуждении важных социальных проблем, координировать действия отдельных общественных организаций и т.д. То есть выполнять функции, не присущие корпорациям и не предполагающие прямого участия государства как регулятора. Сегодня, однако, изменившийся мир диктует иные правила. Государство связано с корпорациями и таким образом попадает в сферу интересов неправительственных организаций. Одновременно корпорации стали более внимательно относиться к вопросам социальной ответственности. Сами неправительственные организации в ходе своего развития восприняли организационные черты коммерческих предприятий.
Сегодня NGO уже могут включать в себя коммерческие подразделения. Сменились и рычаги давления на коммерческие организации. Существенным рычагом стало управление спросом. Заметно возросшие возможности передачи информации в обществе дали неправительственным организациям возможность организовывать людей и влиять на спрос, изменять потребительские привычки. Авторы подчеркивают, что «корпорации, в свою очередь, намного более восприимчивы к изменению моделей потребления, чем к изменению законодательства». Второй важный новый рычаг – воздействие на корпорации изнутри: неправительственные организации сегодня могут становиться акционерами корпораций и с этой позиции требовать от них большей социальной ответственности, как и более широкой и прозрачной отчетности, доступной обществу.
Так произошло с компанией Inditex, успешным испанским производителем текстильных изделий. После размещения в 2001 году акций компании на Испанской фондовой бирже, они были приобретены организацией Setem, испанским отделением Clean Clothes Campaign (данная неправительственная ¬организация создана с целью улучшения условий работы на предприятиях-производителях одежды). После этого события менеджмент компаний выработал критерии корпоративной социальной ответственности. Были зафиксированы три основных принципа деятельности: эффективность в финансовой сфере, социальная ответственность и защита окружающей среды, а также разработана стратегия, направленная на соответствие требованиям к социальной ответственности корпорации.
Однако требования к социальной ответственности корпораций не имеют законодательной базы. Авторы подчеркивают, что в том смысле особое значение принимает социальная отчетность корпораций. Прозрачная социальная отчетность, дающая возможность понять, проявляет ли организация приверженность принципам социальной ответственности, необходима, по мнению авторов, чтобы пользователи, клиенты или финансирующие организации – другими словами заинтересованные стороны – могли принимать обоснованные решения. Будут ли неправительственные организации продолжать борьбу с корпорациями или же их взаимодействие будет основано на кооперации, в большой мере, по мнению авторов, зависит от развития социальных сетей и накопления социального капитала, определяемого как доверие, гражданское участие, политическое участие и социальное единство.