Следите за цепочками поставок – недобросовестные участники могут вас уничтожить
Сегодня, если компании хотят развиваться и процветать, они должны отвечать требованиям клиентов, для которых одним из важнейших элементов предложения является цена. Поэтому компании постоянно стремятся к повышению эффективности работы и снижению затрат. Они поручают выполнение второстепенной работы сторонним компаниям, что зачастую снижает издержки и обеспечивает более высокую эффективность работы.
Такие методы работы, конечно, достаточно выгодны для потребителей, однако обладают рядом минусов. Цепочки поставок зачастую становятся излишне длинными, и их участники оказываются далеки от требований конечного потребителя. Длинные цепочки поставок более подвержены различного рода проблемам, таким, как авантюристическое и беспринципное поведение участников на разных уровнях. Такое поведение может выражаться, например, в недостаточном внимании к стандартам качества, или даже в нарушениях закона.
Авторы представленной статьи исследовали несколько наиболее крупных провалов бизнеса с целью выяснить их причины, основные ошибки компаний и те уроки, которые компании должны были извлечь из этих провалов. Они выяснили, что причиной большинства неудач являются не жадные банкиры или ненадежные бизнес-практики, а поведение людей и влияние такого поведения на бизнес-решения. Основная сложность, по мнению авторов, заключается не в выявлении причин краха, а в возможности предсказать его, выявить его симптомы и избежать ошибок. Они считают, что самое страшное в том, что большинство симптомов, которые были у разрушившихся компаний, встречаются в работающих сегодня цепочках поставок. Это говорит о том, что если ничего не изменится, то множество компаний в скором будущем ждет крах. Что же делать менеджерам? Авторы приводят пять факторов, которые менеджеры должны учитывать в своей работе.
Определите риск недобросовестного поведения. Чем длиннее цепочка поставок, тем больше риск недобросовестного поведения. Участники цепочки, находящиеся далеко от конечного потребителя, в первую очередь стремятся решить свои проблемы, а не работать на благо всей системы. Поэтому необходим постоянный контроль над цепочкой и регулярное обновление процедур, чтобы люди понимали степень риска, которому они подвергают вашу компанию и себя.
Ищите слабые места в цепочке поставок. Необходимо постоянно отслеживать слабые стороны цепочки поставок, которые могут стать причиной проблем. Самая распространенная проблема – это угроза недобросовестности: недостаток желания избегать риска для компании или клиента, когда человек лично защищен от него.
Заново оцените рынок на предмет вложений. Рынки обладают рядом характеристик, которые открывают их для недобросовестности. При большом количестве операций цена одной операции уменьшается и возникает риск недобросовестного и безответственного отношения к работе. Также рынки обладают такой чертой, как цикличность, что позволяет недобросовестным участникам пробовать различные способы избегания каких-то необходимых аспектов работы и ответственности за свои поступки. Какова вероятность обнаружения недобросовестности? Каковы последствия неправильного поведения в сравнении с теми преимуществами, которые оно дает?
Контролируйте процесс превращения отклонений в норму. Часто, когда какие-то нарушения постоянно повторяются и нарушители не отвечают за свои поступки, эти нарушения становятся нормой. Необходимо отслеживать эти моменты и не допускать их. Для этого необходимо проводить периодические проверки тех областей, где такое возможно.
Понимайте роль контроля. Конечно, с повышением контроля затраты компании увеличиваются, однако он позволяет минимизировать риск краха компании и избежать множества ошибок. Важно соотносить контроль и риски системы, что позволит компании совместно с государственными регулирующими органами создать эффективную систему саморегулирования в определенной отрасли.