ИННОВАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ: ИНСАЙТЫ ОТ МЕНЕДЖЕРОВ "МОТОРОЛА"

Разработка и внедрение инноваций на современном этапе стали важнейшим фактором поддержания конкурентоспособности для большинства компаний. Инновации превратились в самостоятельное направление деятельности организаций; сложившееся сегодня положение качественно отличается от ситуации, когда новые идеи высказывались одиночками и часто так и не доходили до практического воплощения, и уж тем более – массового производства. Серьезной сложностью при инновационном развитии становится определение перспективных областей исследований и разработок. Это связано с тем, что на начальном этапе определить практические перспективы и прибыль от разработки бывает весьма непросто. В представленной статье своими инсайтами касательно поиска возможностей для инноваций делятся менеджеры компании Motorola.
Хотя выбор поля исследований жизненно важен для компании, часто оказывается, что лучшие специалисты заняты реализацией уже принятых проектов, поэтому для анализа направления привлекаются менее профессиональные работники.
Возможна и другая ситуация: создание сразу нескольких групп, занятых исследованием похожих проблем, часто достаточно тривиальных. Авторы рекомендуют ставить перед группой сразу несколько задач, привлекая специалистов из разных областей. При этом следует помнить, что слишком большая группа неэффективна в силу своей неповоротливости и усиления внутренних противоречий. Необходимо искать оптимальное соотношение между численностью группы и возможностью решать поставленные задачи. Можно выделить три основных направления работы команды: возможности компании (что реально осуществимо), конкуренты (как их упредить и стать лучше) и потребители (чего они ждут).
Исследовательские группы часто начинают свою работу, опираясь на совсем небольшой объем данных, поэтому результат может быть непредсказуемым. Авторы предлагают при создании нового выделить четыре элемента:
• рамки исследований (абсолютно все аспекты рассмотреть все равно невозможно),
• погружение (насколько специалисты владеют последними достижениями в предметной области),
• ответные действия (как решать определенные проблемы),
• определение целей и регулирование (сколько стоит вкладывать в проект и какая ожидается отдача).
Дисциплина является неотъемлемым элементом успеха любого проекта. Важно ввести разумные самоограничения, имея в виду достижение конкретных целей проекта. Другой элемент дисциплины – последовательность и саморегулирование: пошаговая реализация проекта позволяет скорректировать его в случае, если что-то идет вразрез с планом. Авторы рекомендуют не торопить специалистов, подчеркивая нежелательность чрезмерной спешки при выявлении и оценке многообещающих направлений. Третий элемент – выдвижение вспомогательных идей, позволяющих приблизить решение проблемы или хотя бы очертить поле для поисков. Удобно также использовать иллюстративные концепции, которые в понятной форме позволят неспециалистам разобраться в сути проблемы.
Четвертый элемент – документация, формальное выражение идей и рекомендаций группы. Этот элемент часто становится проблемой для исследователей, поскольку предполагает умение кратко и максимально четко выразить достижения группы.
Пятый элемент – продвижение идеи, убеждение руководства компании в ее правильности и полезности, что предполагает, например, грамотное оформление раздаточного материала и т.п.
Выявление возможности для инновации – лишь первый шаг, до момента реализации идеи в предлагаемом компанией продукте необходимо пройти нелегкий путь. При этом первоначальная идея может серьезно трансформироваться по мере движения по этому пути под воздействием различных факторов. Чтобы успешно выйти на рынок с новым продуктом следует давать идее возможность для эволюции, а работающей над проектом команде – максимум релевантной информации и возможностей для коммуникации, это позволит преодолевать препятствия, о которых не было известно на начальном этапе.