Макроэкономические показатели и информационная экономика
Сегодняшний мир – мир информационной экономики, где далеко не всегда можно адекватно применить те меры, механизмы и законы, которые подходят для экономики индустриальной. Авторы представленной статьи обращают внимание на особенности расчета важного макроэкономического показателя – внутреннего валового продукта – в новых условиях. Здесь следует отметить тот факт, что авторы опираются на данные по расчетам ВВП США и сведениям касательно информационного рынка этой страны. Что, однако, не отменяет возможности экстраполяции выделенных ими тенденций на другие развитые и развивающиеся экономики, особенно, если учесть интенсивную глобализацию и рост проникновения информационных и коммуникационных систем.
Ассортимент и объемы информационных услуг растут значительными темпами – это очевидно. Трансформируются носители и меняются способы распространения информации и, соответственно, форматы информационных продуктов (СМИ, аудио и видеорынки, рынок ПО, коммуникационных услуг и т.д. перемещаются в Интернет). Однако, как указывают авторы статьи, информационный сектор экономики США сегодня отвечает за 4% ВВП, как и 25 лет назад.
Причина проста. Происходит виртуализация информационных услуг, которой сопутствует заметное снижение стоимости многих информационных продуктов. Не говоря уже о том, что доступ в интернет делает бесплатным получение некоторой информации, которая ранее имела стоимость (ярким примером являются электронные энциклопедии). ВВП учитывает стоимость продуктов, но не их ценность, и это становится особенно очевидно в рамках информационной экономики. Как отмечают авторы статьи, «парадокс информационной эпохи состоит в том, что мы знаем об источниках ценности в экономике меньше, чем 25 лет назад. ВВП является более точным показателем ценности в отраслях промышленной эпохи (industrial-age industries), таких как сталелитейное производство или автомобилестроение, чем в информационных отраслях, и может не отражать большую часть ценности информационных продуктов».
Решение обозначенной проблемы авторы видят в применении альтернативных показателей, основанных на измерении ценности продукта, что, по их мнению, поможет более адекватно оценить вклад инновационных продуктов в экономику. При выборе инструмента измерения ценности предлагают ориентироваться на так называемый излишек потребителя – это разница между максимальной приемлемой для покупателя ценой продукта и реально оплачиваемой ценой (дополнительная полезность). Авторы признают сложность формирования четких правил определения величины потребительского излишка, но выражают уверенность в возможности преодоления этого препятствия. Положительный момент состоит в том, что для многих виртуализованных услуг известны их цены при использовании иных носителей информации и способов ее передачи. Это, возможно, отчасти облегчит задачу.
Важный урок информационной экономики авторы статьи видят в подтверждении мнения, что для потребителя ценность продукта может существенно отличаться от монетарной оценки его стоимости.