Управление проектами
И еще одна важная тема – как мы это делаем? Есть ли во всем этом ДРАЙВ. Невозможно делать действительно крутые дела скучно и без энергии.
Путь руководителя проекта – это не простой путь. Это путь Героя, потому что он каждый день делает то, чего до него никто никогда не делал, каждый день борется за то, чтобы встроить новое в уже существующую реальность.
Это вызов!
Что же такое проект?
Любое нововведение – это проект.
Проект – от латинского Projectus – заброшенный вперед.
Временное предприятие для создания уникальных продуктов, услуг и результатов.
В чем же отличие проектной деятельности от операционной?
У проектной деятельности:
- Ограниченный срок, ресурсы, объём работ.
- Большое количество рисков
- Большое количество изменений
Важно помнить про треугольник, что он «живой»: при изменении одних параметров меняются другие.
Критерии успешного проекта
Проект успешен, если он завершился:
- В установленные сроки
- В рамках выделенного бюджета
- Заказчик удовлетворен
Управление объемом работ проекта
Прежде чем перейти к срокам, мы должны запланировать объем проекта – объем работ, которые нам нужно сделать в рамках проекта.
Если пытаться сразу делать все вместе – и задачи идентифицировать, и пытаться сразу их на ось времени наносить, и бюджет считать и т. д. – мозг перегружается и начинает блокировать генерацию идей, пытаясь нас спасти.
Для этого мы используем ИСР – иерархическую структуру работ.
Управление сроками проекта
Для этого первым делом нужно разместить на оси времени все работы с нижних уровней диаграммы ИСР, определить длительность каждой из них, последовательность операций и зависимости между ними.
В итоге нашей работы мы получаем календарный график работ (Gantt Chart, диаграмму Гантта).
Время – это единственный невосполнимый ресурс.
Важно отдавать себе отчет, что временем мы управлять не можем, оно идет так, как идет.
Единственное, чем мы можем управлять – это эффективным распределением времени между задачами и проектами.
Управление стоимостью проекта
Говоря «бюджет проекта», мы говорим про затратную часть бюджета, то есть какую сумму мы потратим, чтобы достичь целей проекта.
Важно не самому придумывать, сколько будет стоить та или иная работа, а спросить того, кто будет эту работу делать, или экспертов, которые это делали не раз.
Управление рисками проекта
Сначала разберемся, что же такое риски проекта.
Риск проекта – это неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие по меньшей мере на одну из целей проекта.
Какие они бывают?
Известные риски – это те риски, идентифицированы и проанализированы. В отношении таких рисков можно спланировать ответные действия.
Неизвестные риски – риски, для которых спланировать ответные действия невозможно. Для работы с ними предусматривают резерв на непредвиденные обстоятельства.
По итогам работы с рисками идентификации, анализа и разработки стратегии формируется реестр рисков:
Анализ и планирование рисков — непростая задача, но без этого шага мы в проектах как слепые котята идем, не понимая куда и не понимая, что нас там ждет.
Управление коммуникациями проекта
Управление коммуникациями – один из наиболее важных аспектов управления проектами.
Согласно рекомендациям стандартов и лучших мировых практик, до 90% своего времени руководитель должен тратить на коммуникации.
Матрица лидерства – универсальный инструмент для работы с внутренней игрой команды.
Матрица – взаимосвязанная сеть, которая формируется за счет качества коммуникаций между всеми парами людей в группе.
Основные принципы:
- Коммуникация человек-человек – общайтесь только с одним человеком из команды в единицу времени.
- Основа здоровья – культивируйте доверие и устойчивость, стройте персональные связи, основанные на сильных сторонах и признательности.
- Внимание к целому – оптимизируйте включенность и активное участие.
- Постоянно отслеживайте паттерны, которые ограничивают эффективность и инновационность команды.
- Развитие доверия и устойчивости – лучше узнайте друг друга, установив человеческий̆ контакт.
- Постройте фундамент для сплоченности на основе того, что просто, приносит удовольствие, удовлетворение и усиливает.
Гибкие технологии управления проектами
1. Технология Agile
Agile – подход к управлению основанный на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения среды и запросов аудитории. Предназначенный для решения небольших задач, поставленных перед небольшими командами.
Рабочий процесс в нем разбивается на небольшие временные промежутки – спринты (от английского sprint – бег на короткую дистанцию) или итерации. Во время каждого спринта команда разработки создает часть продукта, которую можно протестировать и оценить. Среагировать на изменения рынка в случае необходимости.
2. Технология Kanban – это система постановки задач, при которой все этапы проекта визуализируются на специальной доске. Члены команды могут видеть текущее состояние задачи на любой момент времени. Это предполагает полную прозрачность работы.
В Kanban новые задачи могут появляться в любой день.
Разработал промышленный инженер Toyota Тайичи Оно для повышения эффективности производства.
3. Технология Scrum – это конкретная производственная методика.
В Scrum предусмотрены организованные периоды работы с задачами на период. Scrum-команды работают в течение заданного отрезка времени, в отличие от Kanban, где задачи поступают непрерывно.
Изобрели программисты Джефф Сазерленд и Кен Швабер. Они наблюдали за работой американских военных и спецназа и пришли к выводу, что в основе успеха лежит качественная командная работа. Сам термин пришел из регби и переводится с английского как «схватка».
Scrum — один из способов управлениями проектами в Яндексе.
Автор и ведущий семинара – Александра Петрушак, выпускница ОШБ, опыт работы в логистике 25 лет,
из них 15 лет в роли топ-менеджера. Профессиональный коуч по стандартам ICF.