Постиндустриальный менеджер
«Не появилось ни одной новой теории, на которую мог бы опереться большой бизнес. А на старые уже нельзя положиться».
Это цитата из статьи Друкера в Wall Street Journal за 1992 год, опубликованной спустя 20 лет после объявления социолога Дэниела Белла о начале развития постиндустриального общества. Друкер писал о растущей неспособности предсказывать нужды потребителей.
Что такое бизнес-теория? Как проявляют себя изменения? Что такое бизнес-теория индустриального общества? На что может быть похожа постиндустриальная теория, и какие новые компетенции могут потребоваться? Этим вопросам посвящена представленная статья.
Для индустриального общества основной является модель «изготовил — продал», с развитием постиндустриального общества на смену ей, говорит автор статьи, пришла парадигма «почувствовал запрос — отреагировал». Автор утверждает, что проблемы, которые необходимо решать в рамках индустриальной парадигмы, предполагающей основной функцией бизнеса эффективное планирование, производство и реализацию товаров и услуг, в постиндустриальном обществе имеют слабое значение, поскольку в новых условиях на первый план выходит необходимость реагирования на непредсказуемо и скачкообразно изменяющиеся запросы потребителей.
Влияние бизнес-теории
Система взглядов, на которой строится менеджмент, определяет внутреннюю логику практики бизнеса, принципы, показатели и исходные взгляды менеджеров, определяющих политику. Со временем это становится само собой разумеющимся и, как правило, неизменяемым исходным положением, даже когда изменение обстоятельств очевидно всем. Сокращается период полураспада процедур, правил, работ, технологий, процессов, стратегий. Однако, адаптивные возможности компаний ограничены сосредоточенным на эффективности индустриальным стилем управления, справляющимся только с постепенными изменениями. Автор ассоциирует менеджмент индустриальной эпохи с научным менеджментом и Фредериком Тэйлором (забывая о других школах и резкой критике научного менеджмента в том же индустриальном обществе — прим. автора реферата). Инновации последнего времени, такие как кроссфункциональные группы, массовая кастомизация, наделение полномочиями, быстрое создание прототипов, реальный опцион и аутсорсинг — теряют смысл в парадигме менеджмента индустриальной эпохи. Даже если топ-менеджмент разобьет старые организационные формы, прежняя логика будет губить инновации. Инновации нарушают привычный уклад по своей природе, а такое разрушение является смертельным врагом эффективности. Именно поэтому, по мнению автора, столь трудно проводить действительно глубокие трансформационные изменения.
Автор рекомендует соотносить масштабы изменений с числом союзников нового и уделять внимание вовлечению сотрудников в процесс изменений. Создание теории постиндустриального менеджмента не исключает предварительного внедрения новых практик, и определения характерных элементов и их изменения для приведения их в соответствие с постиндустриальной реальностью.
Анатомия функций управления
В основе конструкции менеджмента находятся четыре столпа — цель, стратегия, структура и руководство. Их изменения в постиндустриальной парадигме неизбежны.
Цели
В модели «почувствовал запрос — отреагировал» цели организации не сориентированы на внутренние показатели, такие как рост, доля рынка, прибыль, ROI, и т.п. Напротив, цели отражают интересы потребителя. Это могут быть сокращение цикла обслуживания, рост узнаваемости бренда, большая производительность самого потребителя или просто развлечение и релаксация. В качестве потребителя рассматривают только одну заинтересованную сторону. Так, если фирма производит удобный транспорт, то цели определяются в интересах индивидуальных потребителей, а не в интересах акционеров, или контролирующих органов. Два новых элемента появляются в этом случае:
1. Следует выбрать ключевую заинтересованную сторону вне организации.
2. Ликвидируется ложный конфликт между ценностью для акционеров и для потребителя.
Стратегия
Новая стратегия отличается тем, что она должна обеспечивать быструю адаптацию к непредсказуемым изменениям в постиндустриальной экономике и представлять собой не дизайн действий (стратегия, которая предписывает некоторое число действий для преобразования входов в выходы), а дизайн во имя действий (дизайн системы, которая предписывает архитектуру взаимосвязей и взаимодействия ролей и выходов, для достижения потребительского эффекта). Постиндустриальная стратегия не планирует оптимальные действия в отрыве от обстановки, а динамически перестраивается в зависимости от происходящего.
Структура
Хотя в новой парадигме признается, что часто те, «кто делает», разбираются лучше тех, «кто руководит», продолжает жить структура, определяющая место «знающих» наверху, место «супервайзеров» посередине и место «делающих» внизу.
Руководство
Механизм «приказ и контроль» заменяет механизм «контекст и координация», когда лидеры определяют цели организации, требования глобальной политики, и архитектуру ролей, оставляя сотрудникам решать, как создавать результаты (выходы) в соответствии с исполняемой ролью и возложенной на них ответственностью. Таким образом, осуществляется не просто предоставление полномочий, но согласованное делегирование полномочий.
Изменяя парадигму менеджмента
Создавая теоретические подходы нового менеджмента, следует озаботиться тем, чтобы новая теория была масштабируемой по отношению к любому из уровней организации.
Для перехода на новые рельсы необходимы желание и умение персонала. Крайне трудно изменять менталитет, люди склонны сопротивляться необходимости думать над тем, как они думают, и менять образ мышления, соответствующее обучение требует серьезных затрат времени и сил. Поэтому руководство нередко рассчитывает на новое поколение менеджеров, принимающих новую парадигму как основу. Предлагаемая автором альтернатива состоит во внедрении инновационных практик, соответствующих новой парадигме менеджмента, чтобы стимулировать изменения в навыках, образе действий и применяемых показателях. Таким образом, по мнению автора, должен произойти постепенный переход от практики к новой системе взглядов. Однако, это возможно лишь при полном понимании и принятии лидером новой парадигмы менеджмента.
Автор приводит ряд компетенций, необходимых в рамках постиндустриальной парадигмы.
• Узнавать как можно раньше. Быстро «почувствовать и интерпретировать» — то, без чего нельзя «предвосхищать и быть первым». Релевантные сигналы — первый приоритет. Задача распознавать и осмыслить сигналы, представляющиеся нерелевантными сейчас, но важные в будущем, содержит еще более серьезный вызов, отражающийся в расширении организационного арсенала средств и моделей для непрерывной диагностики положения.
• Ускоренное удаленное управление. Включает и расширяет возможности, связанные с ранним распознаванием сигналов, за счет технологий, позволяющих быстро преобразовывать решения в действия. Требует информационной поддержки в соответствии с ролью принимающего решения на всех этапах итерационного повторяющегося цикла:
Почувствовал—Интерпретировал—Решил—Действие.
• Получение от потребителя сообщений о необходимых способностях. Подразумевает совместное создание ценности, существенно влияет на управление рисками, выявление и оценку возможностей, а также представление о принадлежности управленческих полномочий и ответственности.
• Управление обязательствами. Стремительное перераспределение способностей происходит через согласование и пересогласование обязательств между теми, кто имеет ответственные роли.
• Аутентичные и строгие переговоры — трансформация переговоров в механизм, согласующийся с моделью «почувствовал запрос — отреагировал» для обеспечения устойчивого существования и выживания организации.
• Конструирование организации как адаптивного механизма. Это новая неделегируемая функция лидера, поскольку в новой организации структура не вытекает из стратегии, она и есть стратегия. Модель «почувствовал запрос — отреагировал» предполагает, что основой постиндустриальной организации является архитектура ролей и ответственностей, которая определяет структуру деятельности и становится главным стратегическим документом.
Сформулированная П. Друкером потребность в новой теории стала еще острее. Автор представленной статьи полагает, что он принял бы постиндустриальную парадигму, которая понимает смыл бизнеса как организацию совместного создания потребительской ценности.