Социальная ответственность как инструмент мотивации
Корпоративная социальная ответственность – это достижение успеха в коммерческой деятельности с соблюдением этических норм и проявлением уважения к людям, обществу и природной среде (определение некоммерческой организации Business for Social Responsibility).
Не секрет, что заинтересованные служащие – те, кто вкладывает в свою работу и голову, и сердце, – наиболее преданны целям организации, являются самыми лучшими игроками команды. По этой причине компании в плановом порядке поддерживают интерес своих сотрудников либо путем создания системы вознаграждений и программ публичного признания, либо проводя мероприятия, направленные на построение команды, либо за счет других усилий – список приемов, в сущности, бесконечен. Выработано множество методов и подходов к решению проблемы вовлеченности и мотивации сотрудников. Однако в большинстве случаев такому важному инструменту как корпоративная социальная ответственность (CSR) в этом плане внимание не уделяется – социальную ответственность принято считать элементом управления связями с общественностью. Тем не менее, люди с большим энтузиазмом будут работать на компанию, обладающую, с точки зрения общества, позитивным имиджем, в такой компании внутренний моральный климат также заметно лучше, сотрудники в большей степени удовлетворены работой. Соответственно, лучше и результаты деятельности.
Агентство исследований Sirota (Sirota Survey Intelligence) провело исследование, в котором приняли участие 1,6 млн сотрудников более чем 70 компаний. В ходе исследования было выявлено,¬ что 70% респондентов положительно оценивают деятельность своего работодателя, связанную с CSR. Большинство таких респондентов также склонны положительно оценивать свои организации в отношении:
• честности топ-менеджеров (71%);
• способности топ-менеджеров управлять организацией и вдохновлять сотрудников (67%);
• конкурентоспособности организации на рынке (82%);
• заинтересованности организации в благополучии сотрудников (75%);
• вовлеченности сотрудников в работу и наличия у них чувства гордости за свою организацию (86%).
Согласно Дугласу Клейну (Douglas Klein), президенту Sirota, «люди хотят ассоциироваться с успешной организацией, которая имеет положительную репутацию. Проницательные руководители признают, что CSR растит боевой дух, что, в свою очередь, способствует улучшению результатов деятельности. Служащие компаний, осознающих важность социальной ответственности, часто более удовлетворены своими рабочими местами, поддерживают схожие с компанией ценности и оказываются более преданными процессу достижения успеха».
Согласно данным исследования расположенной в Сан-Франциско некоммерческой организации Business for Social Responsibility, вовлеченность организации в деятельность, связанную с социальной ответственностью, имеет следующие практические результаты:
• улучшение финансовых результатов;
• повышение эффективности процесса найма и сохранения персонала;
• улучшение имиджа компании, как с точки зрения персонала, так и с точки зрения клиентов;
• увеличение продаж и лояльности клиентов;
• повышение производительности и качества.
Таким образом, согласно последним исследованиям, CSR может быть инструментом увеличения лояльности и удовлетворенности сотрудников, их вовлеченности в работу и, в конечном итоге, улучшения результатов деятельности компании. Несмотря на продолжающиеся дебаты относительно истинной ценности программ CSR, некоторые критики полагают, что они будут не больше, чем новым аспектом старой задачи по формированию позитивных взаимоотношений, и ресурсы, посвященные инициативам CSR, могли бы быть лучше использованы в других сферах. «Служащие не делят моральные устои компании на направленные на сотрудников и направленные на общество, – говорит Клейн. – Приверженность их руководителей к CSR является решающим в выражении того, что организация действует исходя из интересов ее сотрудников с должной справедливостью и беспристрастием. По отношению к служащим, CSR и деловой успех связаны между собой. Компании, которые зарабатывают свою репутацию через CSR, получают лучшие результаты и большую лояльность сотрудников».