Факторы успеха: маневренность компании
Чтобы выжить в неспокойных экономических условиях, компаниям просто необходимо быть маневренными, способными стремительно адаптироваться. Профессор практики менеджмента Лондонской школы бизнеса Дональд Салл определяет маневренность компании как способность видеть новые возможности и использовать их быстрее конкурентов.
Маневренность дает организации неоценимые преимущества, такие как рост прибыли, рост удовлетворенности как среди потребителей, так и среди работников, повышение производительности труда и уменьшение времени вывода продукта на рынок. Исследования ряда компаний, достаточно успешно проходивших различные кризисные ситуации, позволили профессору Саллу выделить три типа маневренности: маневренность стратегическая, маневренность в управлении портфелем активов и маневренность операционная. Большинство организаций, говорит автор статьи, обычно излишне полагаются на какой-то лишь один тип маневренности, однако этого явно недостаточно, чтобы успешно работать на рынке, необходимо максимально задействовать все ресурсы и мощности компании.
Стратегическая маневренность заключается в умении увидеть и захватить возникающие вокруг возможности. Как правило, на пути компании постоянно встречаются маленькие возможности, реже – более серьезные, а вот уникальные, «золотые» возможности предоставляются крайне редко. Здесь решающее значение приобретает сочетание терпения (нужно спокойно дождаться подходящего момента) и смелости (ведь нужно решительно действовать, когда придет время).
Для того чтобы выявить потенциальные возможности, очень важно постоянно сканировать рынок. В нынешних условиях многим молодым компаниям необходимы средства, для того чтобы укрепить свое положение на рынке. Крупные компании могут инвестировать небольшие суммы – в виде покупки неконтрольных пакетов акций или участия в совместных предприятиях – для того чтобы получить доступ к информации и к новым возможностям в будущем.
Необходимо также стараться максимально уменьшить риски, тщательно оценивать свои будущие вложения на предмет потенциальных возможностей, в том числе, возможность применения более дешевой рабочей силы, доступа к сырью, энергии для увеличения прибыли в будущем.
Иногда очень важно бывает просто оставаться на плаву до того момента, пока не представится возможность. Для этого компании необходимо иметь устойчивый баланс, также важны такие факторы, как уровень отклонения от курса, диверсификация денежных потоков, удержание потребителей, наличие редких ресурсов, таких как бренд, профессиональные способности, какие-либо другие стабильные активы, за которые потребители будут готовы платить. Также важную роль играет наличие сильных инвесторов или постоянных клиентов, заинтересованных в успехе компании.
Маневренность в управлении портфелем активов – умение своевременно и быстро перемещать ресурсы (в том числе человеческие), из менее перспективных областей деятельности в более перспективные. На этапе экономического подъема менеджеры стараются распространять ресурсы равномерно, чтобы добиться их равнодоступности и избежать соперничества за них. В напряженный для компании период часто происходит централизация распределения ресурсов. После кризиса вместо того, чтобы опять распределить ресурсы равномерно между подразделениями, можно регламентировать процессы перераспределения рабочей силы и финансовых потоков, чтобы сохранить маневренность ресурсной базы организации в будущем.
Операционная маневренность – умение воспользоваться возможностью в рамках текущей бизнес-модели. Для компании важно уметь максимально быстро использовать как возможности, способствующие повышению дохода, так и возможности, способствующие снижению затрат. Конечно, предсказать, когда появятся возможности и в чем они будут заключаться, невозможно, однако, нужно уметь вовремя мобилизовать силы компании, чтобы победить конкурентов. Чтобы не пропустить возможности, очень важен постоянный мониторинг состояния компании, нужно постоянно обновлять данные о ситуации в компании, об отношении потребителей к продукции или услугам, о том, какие услуги популярны среди клиентов, а какие нет. Только тогда компания вовремя сможет среагировать на изменения. Стоит помнить, сколь опасно перегружать компанию большим количеством задач и целей. Необходимо выбрать несколько действительно важных для организации, которые, впоследствии, будут преобразованы в определенные персональные задачи сотрудников. Очень важно четко определить и распределить обязанности по всей организации, добиться того, чтобы каждый понимал свою задачу и ответственность.
Автор статьи подчеркивает, что кризис – хороший момент для трансформации организационной культуры, без которой невозможно обеспечить маневренность компании. Организация, говорит профессор Салл, подобна кораблю в море, а руководитель – капитан, пытающийся понять, что ждет впереди и как вести корабль дальше. Сегодня изменения во внешних условиях существования организаций привели к тому, что работа руководителя подобна действиям капитана в условиях непроглядного тумана, когда препятствия возникают как бы из ниоткуда, и что делать становится понятно в самый последний момент. Именно поэтому организации нужно поддерживать маневренность – чтобы достаточно расторопно реагировать на любые поступающие вызовы.