СПОСОБНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ – ТАЛАНТ ИЛИ МАСТЕРСТВО
Принято считать, что способность находить инновационные решения обусловлена способностью творчески мыслить, то есть является талантом, воспитать который в сотруднике невозможно. В результате инновационный процесс зачастую воспринимают как слабоуправляемый: есть идея – есть инновация, нет идеи – нет инноваций.
Корин Миллер предлагает альтернативный взгляд на инновационную деятельность. Она разделяет инновационный процесс на четыре этапа, каждому из которых соответствует один из четырех специфических типов мышления.
1. Исследование потребностей: «Исследователи» мыслят аналитически, логически и полагаются только на факты. Они должны четко формулировать задачи, различать причины и следствия, выявлять области, где инновации особенно необходимы, своевременны и перспективны.
2. Формирование идей: «Генераторы» идей – люди творческие, способные мыслить концептуально, целостно и артистично. Для формирования идей они тщательно исследуют выбранную область, видят связи и закономерности там, где другие их не видят, соединяют все идеи воедино и находят неожиданные решения.
3. Оценка решений: «Оценщики» взвешивают все за и против в отношении идей и решений, предложенных «генераторами». Это – организованные и аккуратные люди, обращающие много внимания на детали. Они составляют точные планы реализации полученных идей, учитывая необходимое время, человеческие и материальные ресурсы.
4. Реализация планов: «Реализаторы» – это люди, ориентированные на действие, коммуникабельные и эмоциональные. Их задача – претворить планы, разработанные «оценщиками», в жизнь: подобрать для каждой задачи конкретного исполнителя, наладить общение внутри рабочих групп и создать соответствующую атмосферу в целом.
В процессе обучения можно повысить творческие способности человека, но все исследователи соглашаются, что невозможно научить человека творчески мыслить «с нуля». А вот в воспитании людей, задача которых «исследовать», «оценивать» или «реализовывать», обучение может сыграть ключевую роль. Наиболее подходящей формой для обучения соответствующим навыкам Корин Миллер считает обучение практическое, поэтапно -воспроизводящее разобранный выше инновационный процесс. Вначале определяется образ мышления каждого участника, после чего создаются группы, в каждую из которых входят люди всех типов мышления. После этого участникам предлагается искать инновационные решения, разделяя процесс на четыре указанные выше ступени. В ходе работы обучающимся выдаются специальные списки вопросов, провоцирующих на размышления и поиски новых идей.
Не стоит забывать о важности точного определения предрасположенности конкретного человека к тому или иному роду деятельности: исследованию потребностей, формированию идей, оценке сформированных решений или реализации планов, а также о том, насколько важно подобрать для каждого сотрудника наиболее подходящую ему задачу. Однако также нужно понимать, что способность к инновационной деятельности зависит не только от данного природой таланта, но и от умений, которые формируются посредством обучения.