БРОСОК КИТАЙСКОГО ДРАКОНА: ДВА ОБЗОРА МАККИНЗИ
Рост заработной платы влечет увеличение производственных издержек, а это приводит к распространению слухов о том, что Китай начинает терять свое основное конкурентное преимущество. Однако исследования МакКинзи показывают: руководители компаний по всему миру продолжают считать, что низкая себестоимость (низкие заработные платы) продолжают обеспечивать китайское «экономическое чудо».
Более того, четверо из пяти опрошенных указали на то, что можно ожидать роста конкуренции со стороны китайских производителей в ближайшие три года. Руководители компаний, расположенных в Китае, также уверены в сохранении высоких темпов экономического роста и рассчитывают на превращение своих компаний в серьезных игроков глобального рынка в соответствующих отраслях.
41% руководителей некитайских компаний отметили, что среди всех развивающихся экономик китайская представляет наибольшую угрозу их бизнесу. Особенно четко это проявляется в азиатском регионе, в частности – в обрабатывающей промышленности, энергетике и горной промышленности. Серьезную конкуренцию китайцам может составить только Индия (в области высоких технологий). Общим мнением является то, что индустриальная мощь Китая основывается на низкой стоимости производимой там продукции (83% опрошенных руководителей) и лишь немногим меньшее число экспертов полагает, что этот фактор останется ключевым по прошествии трех лет. Другим важным преимуществом китайской экономики является развитая система государственной поддержки. На третьем месте – слабый контроль за соблюдением прав на интеллектуальную собственность и патенты.
Несмотря на то, что китайские компании обладают названными выше преимуществами, неожиданно большая доля опрошенных – 41% считает, что фирмы из Китая не являются наиболее опасными конкурентами (по сравнению с компаниями из других стран). Многие эксперты говорят о том, что Китаю сложно предложить что-то мировому рынку, учитывая качество производимых там ¬товаров, а также маркетинговую политику и общее отношение к китайским брендам. Для Китая это значит, что следует переключаться с политики низких издержек на политику повышения качества. Тем не менее, 80% руководителей опасаются, что доходы их компаний на глобальном рынке сократятся из-за увеличения конкуренции из Китая в ближайшие три года.
Тем временем китайские производители готовятся к схватке – три из пяти опрошенных отметили, что, по их мнению, долгосрочной целью китайских компаний является завоевание лидерства на мировом рынке. Только 14% считают, что китайцы удовлетворятся успехом в своем регионе. 77% руководителей компаний, расположенных в Китае, считают, что доходы их компаний вне континентального Китая в ближайшие три года возрастут (29% считают, что значительно).
Руководители китайских компаний полагают, что важнейшим фактором, ограничивающим их рост, является нехватка талантов. 44% считают, что их развитие тормозится проблемами с менеджментом, примерно столько же – что нехваткой капитала. Это совпадает с мнением некитайских руководителей – только 1% из них отмечает высокий уровень китайского менеджмента.
В целом, 59% опрошенных в Китае заявили, что их компании проявляют активность вне Поднебесной. Почти половина китайских руководителей отметили, что они были вынуждены выйти на внешний рынок в результате конкуренции внутри страны. Другими факторами международной экспансии стали личные амбиции руководителей компаний, выход на внешний рынок конкурентов и государственная поддержка.
Опрос проводился МакКинзи в апреле 2008 года, выборка включила 1555 респондентов из разных компаний по всему миру. В Китае было опрошено 63 респондента.