НА ПУТИ К ОТКРЫТЫМ ИННОВАЦИЯМ
Реферат статьи Жака Бюгина, Майкла Чуи и Брэда Джонсона
Традиционный подход к инновациям базируется на ряде последовательных шагов, осуществляемых внутри компании. Альтернативный взгляд предполагает использование бизнесом идей, разработанных вне предприятия – потребителями, независимыми разработчиками, университетскими лабораториями и т.п.
В этом случае возможности компании значительно шире, а новые идеи, необходимые для развития, могут появляться значительно чаще, требуя при этом значительно меньших затрат. Консолидация усилий потребителей и производителей уже используется рядом компаний. Например, фирма «ЛЕГО» использует новые модели конструкторов, предложенные потребителями, выплачивая им соответствующее вознаграждение. Наибольшее распространение подход получил в области программного обеспечения – многие идеи, изначально использованные для разработки открытого ПО, стали затем признанными стандартами.
Современные исследования и разработки, как правило, предполагают труд значительного числа людей. Особенно это характерно для высоких технологий – компьютер, к примеру, состоит из сотен деталей, разработанных сотнями людей из разных компаний в десятках стран. Преимущества специализации и сотрудничества разных производителей в этом случае очевидны, так же как и сотрудничество потребителя и производителя. Для эффективного развития бизнес должен быть открыт для новых идей, откуда бы они ни исходили. Наиболее простой вариант – тестирование потребителями новых образцов продукции.
В качестве примера самоорганизации и коллективного накопления знаний авторы приводят Википедию – крупнейшую открытую онлайн-энциклопедию – в которой вообще нет разделения потребитель-производитель. Ее развитие происходит благодаря усилиям участников и не контролируется из единого центра. Википедия является примером того, как в перспективе может развиваться система внедрения инноваций. В области открытого ПО можно вспомнить Linux – корпорация IBM использует эту операционную систему для некоторых своих продуктов, учитывая новые разработки в данной области, при том что только немногие разработчики Linux работают на IBM.
Схожий подход используется в маркетинге участия (participatory marketing). Как правило, сбор мнений покупателей – не более чем рекламный ход, однако иногда компании действительно учитывают идеи, предложенные потребителями, как, например, «Пежо». Выгода от совместных разработок может быть как прямой (от создания новых моделей продукции), так и непрямой (развитие бренда, улучшение стратегических позиций).
При использовании совместных разработок одним из важнейших вопросов является мотивация участников. Часто талантливых разработчиков привлекает перспектива материального вознаграждения, но не менее важным стимулом может стать возможность общественного признания. Важно также разрабатывать хорошо структурированную систему продвижения участников – от низших уровней к высшим, которая может рассматриваться как некий аналог карьерного продвижения. Например, администраторы в Википедии обладают специальными полномочиями по редактированию.
Другим важным элементом совместных разработок является разделение проблемы – разные участники должны работать над разными заданиями. Кроме того, большое значение имеют прозрачность и понятность управления проектом, четкость формулировок и общеобязательность установленных правил. Не следует допускать возможности установления широких горизонтальных связей в сообществе разработчиков, чтобы они не смогли перехватить инициативу и начать разрабатывать проект без участия компании (как это произошло с браузером «Мозилла»). Многие полагают, что разработки свободного ПО превосходят коммерческие аналоги, а также что «группа/толпа знает больше индивидуума и умнее его», что значительно стимулирует развитие в этой области.
Хотя пока еще рано говорить о возможности появления общепринятых структур для совместных разработок, очевидно, что рано или поздно они должны появиться. По данным McKinsey, четверть интернет-пользователей в Западной Европе оставляют комментарии по поводу самых разных товаров. Число созданных самими пользователями сайтов удваивается каждый год, в то время как количество «традиционных» растет на 20–30%. Эти данные демонстрируют желание потребителей более активно взаимодействовать с компаниями.
Значительной сложностью при организации совместных разработок является осознание пользователями того, что интеллектуальная собственность будет принадлежать не им, а компании-производителю. По мнению авторов статьи, дело здесь не только в возможности разбогатеть и прославиться, но и в возможности самореализации. Для привлечения участников важен фактор доверия: если пользователи не будут доверять компании, то и сотрудничать с ней они тоже не будут. Достаточно удобно то, что люди сами подыскивают для себя соответствующие мотивы для участия, такие как интерес или альтруизм. Более того, те, кто хочет прославиться, будут стараться максимально активно привлекать в проект новых участников, поскольку в этом случае о них узнает большее количество людей. Разумеется, готовность работать безвозмездно имеет свои пределы, поэтому в определенных случаях сообщество может вознаграждать наиболее активных участников. Схожие мотивы характерны и для профессиональных сообществ.
Авторы указывают на тот факт, что при использовании технологии совместных разработок следует выделить области, в которых подобный подход успел себя хорошо зарекомендовать. Кроме того, можно комбинировать использование традиционных подходов к разработкам с альтернативными, представленными выше (этим путем пошла, например, компания «Бритиш Телеком»). На современном этапе технология разработки продукции и услуг и накопления знаний при помощи онлайн-сообществ пока еще далека от совершенства. Однако уже сегодня очевидна потенциальная полезность такой кооперации.
Будущее совместных разработок во многом зависит от готовности компаний экспериментировать и предлагать новые подходы в этой области.
Традиционный подход к инновациям базируется на ряде последовательных шагов, осуществляемых внутри компании. Альтернативный взгляд предполагает использование бизнесом идей, разработанных вне предприятия – потребителями, независимыми разработчиками, университетскими лабораториями и т.п.
В этом случае возможности компании значительно шире, а новые идеи, необходимые для развития, могут появляться значительно чаще, требуя при этом значительно меньших затрат. Консолидация усилий потребителей и производителей уже используется рядом компаний. Например, фирма «ЛЕГО» использует новые модели конструкторов, предложенные потребителями, выплачивая им соответствующее вознаграждение. Наибольшее распространение подход получил в области программного обеспечения – многие идеи, изначально использованные для разработки открытого ПО, стали затем признанными стандартами.
Современные исследования и разработки, как правило, предполагают труд значительного числа людей. Особенно это характерно для высоких технологий – компьютер, к примеру, состоит из сотен деталей, разработанных сотнями людей из разных компаний в десятках стран. Преимущества специализации и сотрудничества разных производителей в этом случае очевидны, так же как и сотрудничество потребителя и производителя. Для эффективного развития бизнес должен быть открыт для новых идей, откуда бы они ни исходили. Наиболее простой вариант – тестирование потребителями новых образцов продукции.
В качестве примера самоорганизации и коллективного накопления знаний авторы приводят Википедию – крупнейшую открытую онлайн-энциклопедию – в которой вообще нет разделения потребитель-производитель. Ее развитие происходит благодаря усилиям участников и не контролируется из единого центра. Википедия является примером того, как в перспективе может развиваться система внедрения инноваций. В области открытого ПО можно вспомнить Linux – корпорация IBM использует эту операционную систему для некоторых своих продуктов, учитывая новые разработки в данной области, при том что только немногие разработчики Linux работают на IBM.
Схожий подход используется в маркетинге участия (participatory marketing). Как правило, сбор мнений покупателей – не более чем рекламный ход, однако иногда компании действительно учитывают идеи, предложенные потребителями, как, например, «Пежо». Выгода от совместных разработок может быть как прямой (от создания новых моделей продукции), так и непрямой (развитие бренда, улучшение стратегических позиций).
При использовании совместных разработок одним из важнейших вопросов является мотивация участников. Часто талантливых разработчиков привлекает перспектива материального вознаграждения, но не менее важным стимулом может стать возможность общественного признания. Важно также разрабатывать хорошо структурированную систему продвижения участников – от низших уровней к высшим, которая может рассматриваться как некий аналог карьерного продвижения. Например, администраторы в Википедии обладают специальными полномочиями по редактированию.
Другим важным элементом совместных разработок является разделение проблемы – разные участники должны работать над разными заданиями. Кроме того, большое значение имеют прозрачность и понятность управления проектом, четкость формулировок и общеобязательность установленных правил. Не следует допускать возможности установления широких горизонтальных связей в сообществе разработчиков, чтобы они не смогли перехватить инициативу и начать разрабатывать проект без участия компании (как это произошло с браузером «Мозилла»). Многие полагают, что разработки свободного ПО превосходят коммерческие аналоги, а также что «группа/толпа знает больше индивидуума и умнее его», что значительно стимулирует развитие в этой области.
Хотя пока еще рано говорить о возможности появления общепринятых структур для совместных разработок, очевидно, что рано или поздно они должны появиться. По данным McKinsey, четверть интернет-пользователей в Западной Европе оставляют комментарии по поводу самых разных товаров. Число созданных самими пользователями сайтов удваивается каждый год, в то время как количество «традиционных» растет на 20–30%. Эти данные демонстрируют желание потребителей более активно взаимодействовать с компаниями.
Значительной сложностью при организации совместных разработок является осознание пользователями того, что интеллектуальная собственность будет принадлежать не им, а компании-производителю. По мнению авторов статьи, дело здесь не только в возможности разбогатеть и прославиться, но и в возможности самореализации. Для привлечения участников важен фактор доверия: если пользователи не будут доверять компании, то и сотрудничать с ней они тоже не будут. Достаточно удобно то, что люди сами подыскивают для себя соответствующие мотивы для участия, такие как интерес или альтруизм. Более того, те, кто хочет прославиться, будут стараться максимально активно привлекать в проект новых участников, поскольку в этом случае о них узнает большее количество людей. Разумеется, готовность работать безвозмездно имеет свои пределы, поэтому в определенных случаях сообщество может вознаграждать наиболее активных участников. Схожие мотивы характерны и для профессиональных сообществ.
Авторы указывают на тот факт, что при использовании технологии совместных разработок следует выделить области, в которых подобный подход успел себя хорошо зарекомендовать. Кроме того, можно комбинировать использование традиционных подходов к разработкам с альтернативными, представленными выше (этим путем пошла, например, компания «Бритиш Телеком»). На современном этапе технология разработки продукции и услуг и накопления знаний при помощи онлайн-сообществ пока еще далека от совершенства. Однако уже сегодня очевидна потенциальная полезность такой кооперации.
Будущее совместных разработок во многом зависит от готовности компаний экспериментировать и предлагать новые подходы в этой области.