ТЕНДЕНЦИИ КАК ИСТОЧНИК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
(Thomas Malnight, Tracey Keys, Surfing the Storm: Translating long-term global trends into today’s decisions)
Динамика внешней среды сегодня крайне велика: меняется география рынков и размещение производств, политические условия, истощаются природные ресурсы, появляются новые технологии, меняются взаимоотношения компаний с обществом и владельцами и т.д. и т.п. Для большинства лидеров очевидна потребность защитить компанию от негативного влияния изменений, обусловленных глобальными тенденциями, очевидны и возможности, которые содержат в себе такие изменения. Однако далеко не все предпринимают реальные шаги в этом направлении. По результатам опросов руководителей, ведущих деятельность в различных отраслях, авторы сформулировали три наиболее распространенных причины такого «бездействия»:
• в фокусе большинства компаний – выполнение краткосрочных задач. Высокая неопределенность будущего не позволяет тратить ресурсы на подготовку к событиям, которые могут и не произойти;
• огромный объем информации, которая сваливается на руководителя, и отсутствие времени не способствует выработке четкого понимания потенциальных последствий изменений;
• склонность руководителей к тому, чтобы отдать появляющиеся возможности на откуп другим, и намерение последовать за «первопроходцами» в новом деле.
Преобразование тенденций в информацию
Справедливо отмечая, что такая политика может привести к необратимым последствиям для организации, авторы определяют последовательность действий, нацеленных на интеграцию в текущую деятельность процесса, позволяющего компании быть готовой реагировать на изменения и использовать появляющиеся возможности. Ключевым является соблюдение баланса при принятии решений по операционной деятельности и шагам, предваряющим будущие изменения. Важно объединить усилия всей организации вокруг процесса выявления и подготовки к потенциальным изменениям и органично интегрировать этот процесс в деятельность.
На схеме показано, как следует выстроить работу в отношении потенциальных изменений.
Этап 1. Любая компания тем или иным образом собирает необходимую информацию. На первом этапе ключевым становится то, как эта информация распределяется внутри организации.
Этап 2. Второй этап предполагает формирование более четкого представления, какие потенциальные последствия может иметь реализация конкретной задачи на конкретном уровне организации. Необходимо также определить, чем вы готовы пожертвовать и что хотели бы сохранить при том или ином развитии событий.
Этап 3. На основании имеющейся информации принимаются решения относительно сегодняшних и будущих действий, связанных с предотвращением потенциальных угроз и использованием потенциальных возможностей. Необходимо подготовить почву, чтобы вовремя и адекватно реагировать на вызовы. Соответствующие действия, однако, должны согласовываться с текущей операционной деятельностью компании.
Этап 4. На этом этапе принимаются окончательные решения и осуществляются конкретные действия. Важно, чтобы вся организация была вовлечена в процесс подготовки к будущим ¬вызовам.
Девять глобальных тенденций
• Изменение образа потребителя. Население во всем мире становится старше, увеличивается число городских жителей, растет число эмигрантов из азиатских стран. В движение приводятся и потребительские группы, требующие все большей вовлеченности и кастомизации сферы потребления.
• Изменение экономики информации и знаний. Расширение связей и информационных каналов делает приобретение и защиту знаний обязательным.
• Изменение геополитического ландшафта и политики безопасности. Новый мировой ландшафт не стабилен. Глобализация предъявляет новые требования не только военным структурам, но и экономике стран, политике использования ресурсов и внедрения технологий.
• Изменение промышленного ландшафта. Глобальные и локальные бизнес-модели меняются местами; изменение цепочки ценностей и увеличение влияния стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) приводят к усилению конкуренции и необходимости инноваций.
• Изменение рынка труда. Идет мировая война за таланты, за квалифицированных и неквалифицированных сотрудников, с другой стороны – увеличивается предложение со стороны азиатских стран.
• Изменение технологий. Развиваются технологии, которые переходят не только национальные границы, но и дисциплинарные: биотехнологии, нанотехнологии изменяют не только промышленную сферу, но и бытовую.
• Изменение экономической ситуации. Увеличивается доля инвестиций в предприятия Азии, растет так называемый «средний класс», но сфера потребления обеспечивается развитыми рынками.
• Изменение политики природопользования. Влияние человечества на климат, потребление воды и энергии растет быстрее, чем планета может справиться. Появляется большое число общественных организаций в защиту природных ресурсов.
• Изменение требований к бизнесу заинтересованных сторон. Прозрачность и подотчетность бизнеса рассматривается как социальная проблема.