НА ЗАМЕТКУ ЛИДЕРУ: КАК ДЕРЖАТЬСЯ В КРИЗИС
Экономический кризис бросает серьезный вызов руководителям организаций. От того, как они себя проявят в такой тяжелой ситуации, во многом будет зависеть, выживут их организации или нет. Но кризис это еще и отличная возможность проверить свои лидерские качества на прочность. Для того чтобы выжить во время кризиса, руководителям приходится не только задействовать весь свои опыт и мудрость, но и найти в себе достаточно смелости и мужества, чтобы не останавливаться, продолжать двигаться вперед и развиваться.
Автор представленной статьи изучил истории того, как разные компании преодолевали различные кризисные ситуации, от экономических спадов до природных катаклизмов. Результатом его исследований стала книга «Семь уроков руководства в кризис» («7 lessons for leading in crisis»). В ней автор представляет лидерам следующие советы по управлению компанией во время кризиса:
1. Будьте реалистичны и начните с себя. Сами собой проблемы не исчезнут, над их решением надо работать, а отрицание проблем – не выход, такое поведение может лишь усугубить ситуацию. Необходимо понять свою роль в компании, свою ответственность (в том числе и признать свои ошибки, свою роль в создании кризисной ситуации) и помочь другим сделать то же самое. Невозможно найти верное решение проблемы без полного ее принятия и осознания.
2. Снимите тяжкий груз со своих плеч. Многие руководители во время кризиса, подобно мифическому Атланту, держащему на своих плечах небесный свод, взваливают на себя непосильную ношу ответственности и управления организацией, отворачиваются от помощи коллег. Они считают, что если они обратятся к кому-либо за помощью, то потеряют контроль, потерпят неудачу и утратят самоуважение. Поэтому они предпочитают уходить от проблем, замыкаясь в себе. Но невозможно провести компанию через трудные времена в одиночку, не стоит даже пытаться сделать это. Ваши коллеги и ваше окружение более чем готовы вам помочь, если вы готовы открыто поделиться с ними вашими проблемами.
3. Зрите в корень. Всегда старайтесь найти первопричину, то, с чего начались все проблемы. Это очень важно, ведь если вы будете бороться не с источником болезни, а лишь с ее симптомами, то болезнь никогда не вылечится. Ваша задача как руководителя корректно выявить источник болезни вашей компании и устранить его. Только так можно избежать повторения кризисной ситуации в будущем.
4. Будьте готовы пройти долгий путь. Невозможно предсказать ни то, когда начнется кризис, ни то, когда он закончится. Будьте осторожны, не празднуйте победу раньше времени, всегда правильно и адекватно оценивайте продолжительность, серьезность и возможные последствия кризиса. Мудрые лидеры понимают, что их самая важная цель – выжить в тяжелые времена и вернуться на рынок после кризиса сильными и конкурентоспособными.
5. Извлекайте выгоду. Кризис предоставляет потрясающую возможность провести необходимые трансформации компании. Если вы этого не сделаете, то не только упустите возможности и потеряете время, но и продолжите встречаться с подобными кризисными ситуациями в будущем.
6. За вами следят. В тяжелые времена все внимание обращено на лидера, люди нуждаются в информации и пытаются получить ее отовсюду, они сделают свои выводы из каждого вашего жеста, каждого движения, из вашей интонации. Как быть? Единственный выход – быть открытым, честным. Не пытайтесь соврать, люди в таких ситуациях очень остро чувствуют ложь, они раскусят вас за минуту. Если ваши сотрудники хорошо информированы они, во-первых, будут адекватно воспринимать вас, как такого же работника, как и они сами, которому приходится выполнять сложную работу, во-вторых, будут в большей степени готовы помочь вам в случае необходимости, в-третьих, будут более склонны поддержать вас, если ситуация ухудшится.
7. Настройтесь на победу. Воспринимайте кризис как золотую возможность перестроить структуру вашей компании и выйти на рынок победителями. Ошибочно воспринимать кризисные времена как некую бурю, которую нужно переждать. Пока вы пережидаете, ваши конкуренты перестроят свой бизнес и оставят вас далеко позади. Сделайте необходимые изменения, и лидирующую позицию займет ваша компания. Во-первых, вы должны понять, как будет выглядеть рынок будущего, это требует понимания того, как изменятся нужды ваших потребителей в результате кризиса. Во-вторых, вам необходима стратегия, направленная на то, чтобы использовать изменения на рынке в вашу пользу. Далее вам нужно максимально активно воплощать вашу стратегию в жизнь. Если вы приложите максимальное количество усилий, то к тому времени, когда ваши конкуренты только начнут приходить в себя после кризиса, вы уже будете занимать уверенную лидирующую позицию на новом рынке.
Для того чтобы помочь руководителям сосредоточиться на победе, автор предлагает им выполнить следующие 7 шагов:
1. продумайте заново стратегию;
2. устраните ваши слабости;
3. измените вашу отрасль так, чтобы она работала на ваши сильные стороны;
4. во время кризиса сделайте необходимые вложения;
5. помогите людям, играющим важные роли в компании, быть сосредоточенными на победе;
6. работайте над имиджем вашей компании – это должен быть образ лидера в вашей сфере;
7. тщательно разрабатывайте план работы.