СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СМЫСЛАМИ
(Boas Shamir, Robert Hooijberg, Strategic Leadership as Management of Meanings)
В литературе по стратегическому менеджменту стратегического лидера в большинстве случаев изображают как составителя планов, человека, который принимает решения, управляет структурой и процессами – в качества скорее менеджера, чем лидера. При этом о такой важной роли стратегического лидера, как управление смыслами (management of meaning), часто забывают. Управлять смыслами необходимо, чтобы:
1. Обеспечить общее восприятие и интерпретацию происходящего, чтобы сотрудники в любой ситуации исходили из одного и того же ее толкования.
2. Давать обоснование действиям сотрудников и тем изменениям, проводниками которых они оказываются в организации.
3. Найти последователей и мотивировать сотрудников организации поддерживать их действия.
Разделение между лидером и стратегическим лидером довольно искусственное и неудачное, подчеркивают авторы, поскольку успех стратегии зависит не только от ее содержания, но и от того, как она реализуется.
Чтобы стать ближе к достижению успеха, лидерам необходимо:
• во-первых, согласовать структуры и процессы организации и стратегию;
• во-вторых, согласовать человеческий потенциал (работники и руководители) и стратегию, структуры и процессы.
Для этого необходимо формирование общей ментальной модели у сотрудников организации, чтобы люди разделяли восприятие происходящего, убеждения и систему приоритетов лидера, а их действия лучше соответствовали стратегии и ожиданиям. Именно на этом, отмечают авторы, базируется реализация стратегии. В результате распространения необходимой лидеру общей ментальной модели среди сотрудников в организации создается дружелюбная обстановка, которая способствует свободному обмену знаниями. Коллектив сплачивается, уравнивается, что, несомненно, способствует успеху.
Стратегическое управление смыслами предполагает создание систем разделяемых коллективом смыслов, использование которых способствовало бы достижению организацией желаемых целей.
Чтобы создать такие системы, лидеру нужно дать сотрудникам ответы на такие вопросы, как:
• Где находится в данный момент организация? Почему?
• Каково направление развития организации? Почему?
• Каким образом организация будет идти к намеченной цели?
• Каковы шансы на успех?
Таким образом, управление смыслами включает в себя формирование общего восприятия и понимания:
• окружающего мира;
• текущего состояния организации и ее деятельности;
• целей и видения организации;
• вопросов уместности используемых организацией средств достижения целей, принимаемых решений и предпринимаемых действий;
• способности организации двигаться по направлению к намеченной цели.
Однако в управлении смыслами стоит знать меру, этот процесс не должен превращаться в навязывание всем удобных лидеру интерпретаций происходящего. Нужно всегда помнить, что мнения формируются под действием не только слов руководителя, но и информации из других источников (например, пресса или мнение коллег). Цель лидера – добиться того, чтобы его мнение и интерпретация событий были максимально авторитетны.