История простого железного ящика
Историю простого железного ящика, изменившего мировую торговлю, опубликовал 09 января на портале BBC Тим Харфорд (Tim Harford).
Нравится нам или нет, но глобализация сегодня является неотъемлемой чертой экономики. И если в 60х годах прошлого века на мировую торговлю приходилось меньше 20% ВВП, то сегодня эта цифра превышает 50 %.
Интересно, что одним из главных двигателей глобализации оказались вовсе не соглашения о свободной торговле, а простое изобретение: контейнер для перевозок – гофрированный стальной ящик шириной 2,4 метра, высотой – 2,6 метра и 12 метров длиной.
До его появления погрузка и разгрузка транспортного судна напоминала кошмарный сон – представьте себе 5 тысяч тонн разнообразных грузов, включая продукты питания, товары для дома, письма и автомобили, которые доставлены на корабль в разнообразных упаковках (допустим 194 582 единицы), различными поставщиками, количество которых превышает тысячу. Оставив в стороне проблемы учета и отслеживания, достаточно задуматься о вопросе физического перемещения и размещения грузов.
Даже при наличии кранов и подъемных механизмов сложность конфигурирования требовала привлечения огромного количества человеческих ресурсов. Причем работа была чрезвычайно опасной: в большом порту каждые несколько недель гибли люди. В считавшемся безопасным порту Нью-Йорка в 1950 году ежедневно происходило не менее пяти несчастных случаев.
На погрузку и разгрузку судна уходило примерно по 10 дней – столько же, сколько требовалось на пересечение Атлантики.
В пересчете на сегодняшние деньги перевозка тонны груза из Нью-Йорка в Бремерхафен обходилась примерно в 420 долларов при сроках, с учетом задержек, около трех месяцев.
Должно было найтись другое решение, и им стало помещение грузов в стандартные коробки, которые просто перевозить.
В тех или иных форма контейнеры для перевозки существовали десятки лет, но необходимо было преодолеть множество социальных барьеров.
Для начала компании грузовых перевозок, морских перевозок и порты не могли договориться о стандартном размере коробки. Одни хотели всего большого, другие тяготели к меньшим размерам, где-то из-за тяжести перевозимой продукции, где-то из-за узких горных дорог.
Далее идея не нравилась весьма могущественным профсоюзам докеров, поскольку наряду с повышением безопасности погрузки сокращалась потребность в рабочих руках. Бюрократические препоны, конечно, тоже были велики.
Но нашелся человек, который смог справиться со всеми проблемами. Его звали Мальком Мак Лин (Malcom McLean). Он занимался продажей грузовых машин и знал о них практически все. И он не только увидел, как разместить контейнер на платформе грузовой машины, но обладал достаточными навыками и смелостью, чтобы связать перевозки грузовиками и по морю, и использовать время забастовки докеров для оснащения кораблей необходимым для перевозки контейнеров оборудованием.
Как это ни удивительно, но основным помощником во внедрении контейнерных перевозок оказались вооруженные силы США. Они начали использовать контейнеры для доставки грузов во время войны во Вьетнаме, а обратно пустые контейнеры использовались для перевозки полезных грузов самой быстрорастущей на тот момент экономикой – Японией. Транстихоокеанская торговля началась всерьез.
Сегодня самый скромный контейнеровоз перевозит в 20 раз больше груза, чем транспортное судно середины пятидесятых, причем при погрузке и разгрузке счет идет не на дни, а на часы.
Управление осуществляется с помощью специальных логистических программ, распределяющих контейнеры в соответствии с их весом и особенностями хранения перевозимых товаром. А стоимость перевозки тонны грузов из Нью-Йорка в Бремерхафер составляет около 50 долларов вместо 420.
http://www.bbc.com/news/business-38305512
Анна Шкиртиль