Транстихоокеанское партнерство
В середине октября 12 государств достигли договоренности о Транстихоокеанском партнерстве, направленном на снижение торговых барьеров и установление поощряющих правил в отношении труда и окружающей среды – этому событию посвящено сообщение в блоге APICS исполнительного директора ассоциации Абе Эшкенази (Abe Eshkenazi). Если говорить коротко, это крупнейший в мире торговое соглашение, объединяющее страны, составляющие 40% мировой экономики.
Forbes пишет, что в результате семи лет переговоров ТЭП обещает обеспечить беспрецедентную свободу и развитие глобальной торговли для 12 стран-участниц. Партнерство должно убрать барьеры для иностранных инвестиций, основных потоков потребителей и создать международную систему разрешения разногласий между инвесторами и государствами.
Сегодня ТЭП включает Канаду, США, Мексику, Перу, Чили, Японию, Вьетнам, Малайзию, Бруней, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию.
По данным Института мировой экономики Петерсона ратификация ТЭП позволит мировой экономике сохранить 233 млрд. долларов США. Это хорошая новость, особенно в свете замедления развития бизнесов по всему миру.
The Wall Street Journal пишет, что это соглашение – победа для президента США Барака Обамы, который видит за ним возможности экономического роста, повышения конкурентоспособности и сплочения стран тихоокеанского региона в то время как Китай, который не входит в блок, занимает более агрессивное экономическое и военное положение в регионе.
Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, которое должно быть ратифицировано конгрессом или парламентом каждой страны-участницы, было подписано после серьезных баталий о защите интеллектуальной собственности в отношении биологических лекарств, правил сборки автомобилей и контроля над рынком молочных товаров.
Значимо отсутствие в составе партнерства Китая и Кореи, но как отмечает Фрэнк Холмс (Frank Holmes) на страницах Forbes, обе страны могут пересмотреть свое положение в течение года. Взаимоотношения между США и Китаем – двумя крупнейшими в мире экономиками – становятся крепче с каждым днем, и вряд ли Китай захочет смотреть как на улучшение конкурентных взаимоотношений других азиатских стран, которые вошли в партнерство.
The Wall Street Journal отмечает, что ТЭП включает шаги по развитию государственных практик в отношении трудового законодательства, в частности, от Вьетнама потребуется разрешение независимых профсоюзов, а Малайзии придется прекратить торговлю людьми.
У ТЭП есть свои критики. В частности, фармацевтические компании США выразили свое недовольство по поводу сокращения срока эксклюзивности на права по производству биологических препаратов с восьми до пяти лет. Трудовые союзы США также возражают против партнерства, поскольку их лидеры сомневаются, что его заключение будет напрямую выгодно для рабочих.
Влияние на цепи поставок
Хотя ТЭП еще предстоит пройти ратификацию, у него есть потенциал серьезного влияния на цепи поставок по всему миру. Обратите внимание на следующее объяснение «тарифы, валюты и торговые блоки» из справочника APICS Operations Management Body of Knowledge Framework (OMBOK): «Налоги на импорт и экспорт, колебания валютных курсов специальные соглашения между странами часто серьезно влияют на организацию и работу цепей поставок.»
Сегодня, в дополнение к стратегическим вопросам и решениям в отношении цепей поставок, профессионалам в этой области придется учитывать геополитические и экономические факторы. Многогранный набор сертификационных и образовательных возможностей, предоставляемый APICS оказывается в этих условиях ценным ресурсом. Хорошим примером здесь может быть программа CSCP, подробности о которой можно найти на сайте apics.org/sertification.