БРАЙАН АРТУР: ВТОРАЯ ЭКОНОМИКА
Каждые 60 лет (или около того) в мире происходят глубокие изменения. Накапливаемые за этот период технологии и разработки производят своего рода революцию. Общество начинает жить по новым стандартам, создаются новые социальные классы, новые сферы для бизнеса, и т.д. Сегодня это «дигитизация».
Дигитизация (от англ. digitization) — перевод любого исходного материала в цифровую форму. На деле, в современном мире дигитизация создает огромное, невидимое и автоматизированное пространство, вносит значительные коррективы в производственные процессы. Автор статьи акцентирует внимание на том, что эра генетических и нанотехнологий приближается, но еще не наступила окончательно. Однако уже сегодня дигитизация распространилась на многие сферы человеческой деятельности. Например, перманентно используются социальные медиа, включающие в себя блоги, форумы, социальные сети, сайты с обратной связью и другие инструменты; продажа большинства товаров теперь так же возможна через сеть интернет — от случайных онлайнсделок человечество переходит к устойчивой электронной коммерции. Таким образом, можно говорить о появлении второй экономики — цифровой.
Что это значит для потребителя? Это значит, что теперь вместо ряда контактов с живыми людьми (со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами) он будет общаться с компьютером или терминалом, а тот, в свою очередь, с серверами, коммутаторами, роутерами и другими коммуникационными устройствами. Понятно, что чат не заменит живого общения, но выполнение утилитарных функций, таких как покупки товаров, заказ билетов на самолет или в театр, вполне осуществимо через интернет.
Что это значит для компании? Еще двадцать лет назад регистрация грузов, проверка деклараций, заполнение документов и т.д. производилась вручную посредством ручки и бумаги. Теперь для этого применяется RFID. RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFIDметках. Любая RFIDсистема состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (RFIDметка, RFIDтег). Данный инструмент широко применяется в логистике, в работе промышленных стационарных комплексов — RFIDпорталов. RFIDпортал является звеном «цифровой» цепи, включающей в себя отправителей, получателей, склады. Груз, попадая на RFIDпортал, проверяется, регистрируется, автоматически отправляется. Также в цифровом формате осуществляются назначения, наблюдение, контроль, перенастройка маршрутизации, оптимизация — те функции, которые до недавнего времени выполняли люди.
Таким образом, сегодня ряд бизнеспроцессов начинаются в физической экономике, затем попадают в цифровую, затем снова подключаются к физические процессы, и завершается все готовым продуктом или событием. То есть цифровая и физическая экономики существуют параллельно. Безусловно, их создает человек, но в случае с цифровой он не принимает непосредственного участия в управлении. Все процессы компьютеризированы. Как и правильно настроенная система, цифровая экономика способна к самоорганизации и самолечению. Если провести аналогию, то можно представить, что физическая экономика — это лес, а цифровая— корневые системы отдельных деревьев, переплетенные между собой.
В цифровой экономике постоянно создаются новые связи и конфигурации. Она непрерывно развивается и растет. По самым грубым оценкам, начиная с 1995 года, когда дигитизация начала понастоящему внедряться в производственные процессы, производительность труда в США начала расти (со взлетами и падениями) на 2,5—3% в год. Многие специалисты видят 65—100% от роста непосредственно в дигитизации. Следовательно, говорит автор, цифровая экономика не является простым дополнением к физической. Она способна перерасти первую экономику через 2030 лет.
На сегодняшний день вторая экономика не производит материальных ценностей, но она позволяет создавать инженерные и дизайнерские проекты, отслеживать продажи и запасы, осуществлять банковские операции, выставлять счета, управлять логистикой и навигацией, помогать диагностировать пациентов, и т.д. В первую очередь, дигитизация коснулась США, Японии и стран Европы.
Биологи говорят, что организм имеет интеллект, если он, ощущая внешнее воздействие, меняет свое внутреннее состояние, реагирует соответствующим образом. Для этого не нужен мозг или центральная нервная система. Автор утверждает, что если цифровая сеть способна воспринимать, вычислять, и реагировать на внешние условия, это означает, что она начинает представлять собой нейронный слой экономики — вторая экономика формирует нейронный уровень для первой. Другими словами, начиная с 90х годов прошлого столетия компьютеры обмениваются данными путем цифровой связи, реагируют, подстраиваются… И если отбросить форсмажорные обстоятельства, остановить эти процессы практически невозможно. Вторая экономика медленно, но верно изменяет окружающую человека реальность.
Недостатком второй экономики можно считать тот факт, что благодаря дигитизации и автоматизации бизнеспроцессов количество персонала, требующегося для уверенного функционирования компаний, неизбежно сокращается. Данная тенденция выгодна для микроэкономики, так как позволяет снижать постоянные издержки, связанные с персоналом, а производительность при этом растет. Но выгодно ли это, в конечном итоге, для макроэкономики и социальной политики? Например, в таких странах, как Индия и Китай, рост цифровой экономики уверенными темпами сокращает потребность в физическом труде. Но данный процесс не является новым. Подобная тенденция имела место, когда человечество от ручного труда начало переходить к автоматизированному производству. Важно сохранять баланс между автоматизированной работой и занятостью населения. Безусловно, эта система будет регулироваться. Возможно, за счет следующих факторов:
• короткая рабочая неделя, длинные выходные;
• создание рабочих мест для инноваций во второй экономике;
• изменение идей производительности и работы в целом в течение следующих двухтрех десятилетий.
Решение этой проблемы позволит человечеству переориентироваться с малоэффективной работы на созидательную деятельность и творчество.
Вторая экономика создает для человечества новое экономическое пространство. А как оно будет развиваться в этом пространстве, как им распорядится, зависит от самого человечества.
Источники: McKinsey Quarterly