МОЯ ВИНА
(Donna Fenn, My Bad)
Заблуждаться свойственно всем. Но для руководителей ошибки могут повлечь за собой мучительные последствия. Руководители высших эшелонов очень влиятельны, и поэтому их оплошности часто вредят не только им самим, но и их подчиненным, заинтересованным сторонам, обществу в целом.
При допущенной ошибке, адекватные действия могут смягчить удар по авторитету руководителя. Морин Борзаккиелло (Maureen Borzacchiello), исполнительный директор Creative Display Solutions, держалась просто и искренне, когда в июне 2006 г. сообщила своим подчиненным, что ее собственные ошибочные суждения и недостаточная внимательность привели к кризису денежной наличности и, в результате, к тому, что она больше не могла оплачивать их полную занятость. Борзаккиелло знала, что объявление будет абсолютно неожиданным, так как до этого момента Creative Display Solutions, устойчиво росла и развивалась. Шестью месяцами ранее компания получила премию от некоммерческой организации за вклад в развитие Экономической независимости женщин (Women’s Economic Independence). Премия включала в себя ссуду в 45 тысяч долларов на развитие бизнеса, наставничество и поддержку маркетинга.
А затем произошло следующее. Борзаккиелло вложила почти 100 тысяч долларов в инвентаризацию, половину из которых обеспечили ссудные деньги. Также нужно было выполнять обязательства по договору аренды. За счет премиальных денег она купила мебель и наняла 3-х новых служащих, таким образом, теперь, включая ее и ее мужа Френка, в компании работало 10 человек, но она и ее муж оставались основными продавцами.
Борзаккиелло хотела поговорить отдельно с каждым работником, но решила, что не сможет сдержать эмоций. Вместо этого она позвала всех в конференц-зал. Она знала, что на публике должна выглядеть уверенной, дабы убедить людей сохранять лояльность в трудной для всех ситуации. «Я не хотела их напугать и, в следствии этого, потерять», – вспоминает Борзаккиелло. – «Но я должна была сказать им чистую правду».
Извинения Борзаккиелло были превосходны в своей простоте: «Все, что я могу вам сказать, я прошу прощения». Она сказала, что самое тяжелое бремя возьмут на себя она сама и ее муж, которые не будут получать зарплату вообще. Надо заметить, что Борзаккиелло поведала не только о том, что пошло не так, но и о том, что она сделала неправильно. «Мы были столь сосредоточены на ускорении роста, что я не заметила, когда это произошло», – призналась она. Она также рассказала, что никогда не училась анализировать финансовые результаты в реальном времени. Ежеквартальные бухгалтерские отчеты давали ей хронологическую картину финансового состояния, но она никак их не систематизировала и не отслеживала информацию, которая могла предупредить ее о нависшем кризисе.
Для маленького индивидуального предприятия этот навык руководителя не является решающим, но для развивающейся компании он необходим. Она обязалась повысить качество выполнения своей работы.
Борзаккиелло дала служащим еще одну вещь: понимание перспективы. «Я знаю, что ситуация поправима, восстановление займет от 60 до 90 дней», – уверила она их. На подходе были прибыльные проекты и надежная клиентская база с заказами в третьем и четвертом кварталах. Борзаккиелло пообещала активно заняться проектами, которые стали результатами маркетинговой компании в Интернете. В период восстановления, она и Френк взяли на себя задачи административного сопровождения, такие как ведение платежных ведомостей, чтобы разгрузить остальной штат сотрудников для их сосредоточения на продажах, обслуживании клиентов и выходе из кризиса.
Даже свои грубейшие ошибки руководители могут использовать для улучшения культуры компании. Сталкиваясь с последствиями ошибочного решения, руководители могут запрашивать у своих подчиненных идеи по выходу из ситуации. Они могут также использовать возможность позиционировать культуру прощения. В действительности, многие инновационные организации обращают внимание на ошибки и даже стараются сохранить их в памяти.
Руководители, которые открыто признают свои ошибки, показывают, что неудача – это приемлемый вариант развития событий. В конечном счете, руководители, которых заботит собственный авторитет в свете полного фиаско, должны сосредотачиваться на том, чтобы зарабатывать доверие (и поддержку) своих подчиненных.
В случае с Creative Display Solutions, извинения исполнительного директора привели к желаемому эффекту. Все сотрудники согласились уменьшить количество оплачиваемых часов, и двое из них приняли снижение почасовой ставки. Спустя два месяца после встречи, все вернулись к полной занятости. К концу года доход более чем удвоился, с 357 тысяч долларов до более чем миллиона, до отметки, которая казалась невозможной еще шесть месяцев назад. И подчиненные знали, что, когда их руководитель говорила об ответственности, она сама делала то, чему учила других.