Проталкивающая и вытягивающая дистрибуция. Часть 9.
В последнем сообщении Дэвид Ф.Росс (David F.Ross), PhD, CFPIM, CSCP рассмотрел в деталях и подробностях механику системы проталкивания в канале пополнения запасов. Это сообщение продолжает тему и рассматривает различные за и против проталкивающей системы, а также изучает, какие типы компаний/продуктов выбирают систему проталкивания пополнения запасов.
Среди достоинств системы проталкивания стоит выделить следующие:
· Измерение и оценка деятельности. Система проталкивания позволяет при корпоративном планировании максимально использовать общий спрос по каналу для формирования целей поставки, минимизируя при этом запасы по каналу. Деятельность оценивается не просто по успешности отдельных точек складирования, но на основании того, насколько хорошо весь канал соответствует корпоративным продажам и целям управления активами.
· Централизация планирования. С помощью централизации планирования всех запасов и распределения пополнений при планировании по каналу можно создать единственный план запасов для предстоящих заказов и размещения запасов по каналу. Централизованное планирование позволяет определить запасы по глобальному каналу и избежать обычных для поставок избытков, вызываемых неточностями при принятии решений о пополнении запасов локально. Кроме того, стратегическое размещение запасов по каналу (объединение рисков) уменьшает неравенства по запасам между подразделениями, что приводит к снижению затрат и компенсации рисков, возникающих при передачах между подразделениями и потерях клиентских продаж.
· Снижение затрат. За счет централизации планирования и размещения запасов, компании могут уменьшать общую потребность в рабочей силе, необходимой для обеспечения канала поставок. Кроме того, в результате экономии, связанной с транспортировкой и закупками, снижаются операционные затраты. Вместо того, чтобы заказывать продукты для удовлетворения спроса отдельных подразделений, централизованное планирование позволяет объединять потребности всех подразделений, снижая тем самым затраты на входящий транспорт и стоимость приобретения за счет скидок на количество и других скидок по заказу. Также, со складов подразделений можно убрать дорогую должность планирующего запасы и функцию планирования в целом.
· Контроль запаса безопасности. Несмотря на то, что запас безопасности является характеристикой, связанной с независимым спросом, проталкивающая система позволяет централизованно планировать запас безопасности в центральном подразделении. Показывая нецелесообразность хранения запаса безопасности в каждой точке канала, проталкивающая система уменьшает общие затраты на запасы, сохраняя при этом высокую способность канала к работе.
Недостатки системы проталкивания связаны с организационными проблемами. Результативная система проталкивания требует профессиональной подготовки персонала, занимающегося централизованным планированием, способности работать с агрегированными данными и владения техниками прогнозирования спроса. Кроме того, точность в запасах и своевременность транзакций требует обычно наличия компьютерных систем, позволяющих объединить в сеть резидентов, составляющих спрос в каждой точке канала. Другая серьезная проблема – возможный дисбаланс запасов в цепи поставок в том случае, если продаже в локальной точке отличаются от плана. И в заключение, внедрение проталкивающей системы требует изменений в операционных ролях. Поскольку централизованное планирование отвечает далее за планирование и пополнение поставок, роль менеджмента подразделения изменяется от фокусирования на детальном управлении пополнения запасов к обеспечению передачи точных данных о состоянии склада, статусах и продажах для использования при реализации централизованной по каналу функции планирования.
Безусловно, существует множество вариаций, зависящих от бизнес окружения, но условно компании/продукты, использующие проталкивающую систему можно разделить на следующие категории:
· Недорогие товары повседневного спроса с низкой неопределенностью спроса, которые проходят множество уровней канала дистрибуции перед тем как попасть к конечному потребителю. К таким товарам относятся прохладительные напитки, такие как Кока-Кола, двигающиеся по сложному каналу доставки, часто проходящие множество посредников до попадания на место розничной продажи.
· Продукты питания, такие как бакалея, мясные продукты и продукты, с очень коротким сроком хранения. По окончании сроков, оставшиеся запасы не могут быть проданы и обычно списываются в убыток.
· Сезонная модная одежда. Обычно женская мода от года к году не повторяется. Потеря одного дня нового сезона может обернуться серьезными потерями, как доходов, так и лояльности потребителей.
· Продукты, связанные с краткосрочными рекламными кампаниями или специальными событиями. Примером могут быть книги – новинки месяца.
· Продукты с длительным циклом производства или производимые большими партиями.
В следующем сообщении Дэвид планирует исследовать природу и функции вытягивающей системы пополнения запасов.