ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ PROCTER & GAMBLE
Procter & Gamble Co. — американская компания, один из лидеров мирового рынка потребительских товаров. В 2011 г. компания заняла 26е место в списке Fortune 500 среди американских компаний и 80е в мировом рейтинге. P&G является одной из ведущих компаний США по объему прибыли и капитализации.
Данная статья основана на интервью, взятом сотрудниками McKinsey Майклом Чу и Томасом Флемингом у СЕО P&G Роберта Макдональда.
Роберт Макдональд — президент и СЕО Procter & Gamble. Он присоединился к P&G в 1980 г. после окончания Военной академии Сухопутных войск США (U.S. Military Academy) и пяти лет службы в армии. В 1984-86 гг. прошлого века Р. Макдональд был брендменеджером Tide. Сегодня его задача — сделать бизнес P&G самым высокотехнологичным в мире. В этом ему помогает осведомленность во всех сферах деятельности компании — НИОКР, лабораториях и предприятиях розничной торговли, производстве, создании брендов, взаимодействии с клиентами. Результат — передовые инновации, повышение производительности и снижение затрат, обещание быстрого роста.
Философия лидерства
Р. Макдональд, как бывший военный, сначала научился подчиняться, а затем мотивировать, справляться со стрессом, руководить людьми. Сегодня в документе, который называется «То, во что я верю», Макдональд раскрывает десять принципов, которые являются для него наиболее ценными, и включены в его лидерскую модель:
1. Жить, двигаясь к поставленной цели более значимо и полезно, чем метаться, не имея направления для движения.
2. Должны преуспеть, чтобы делать добро, и делать добро, чтобы преуспеть.
3. Каждый хочет быть успешным, а успех заразителен.
4. Одна из важнейших задач лидера — чтобы люди выполняли подходящие задачи.
5. Наиболее важная черта лидера — его характер.
6. Команды из разных людей в большей степени склонны к инновациям, чем команды из похожих людей.
7. Неэффективные системы и культуры являются бо́льшими препятствиями для достижения успеха, чем способности людей.
8. В организации обязательно будет несколько человек, которые в дороге не работают.
9. Организации должны обновлять себя.
10. Настоящая проверка лидеров — работа организации во время их отсутствия, либо после их ухода.
Корпоративная культура P&G, подразумевающая, что каждый сотрудник важен, и каждый может изменить ситуацию, коррелирует со стратегией дигитизации компании. Цифровые технологии позволяют сгладить иерархические, бюрократические препятствия, а также сместить акценты с прошлых заслуг на будущие успехи и развитие. Важно поддерживать демократическую идею и чувство сопричастности в работниках.
Обратная связь в реальном времени
Основной целью дигитизации процессов обратной связи с клиентами P&G является повышение их лояльности. Если тридцать лет назад для анализа отзывов клиентов приходилось прослушивать кассеты с их комментариями и разбирать бумажную корреспонденцию, то теперь компания использует всевозможные цифровые инструменты (блоги, Twitter и т.д.). Для систематизации отзывов и комментариев был разработан инструмент, называемый «пульс потребителя», который использует байесовский анализ для проверки массива комментариев, классифицирует их по брендам, а затем выводит на экран ответственного сотрудника. Это позволяет отслеживать реакцию на события, происходящие на рынке, в реальном времени, что является крайне важным, так как в компании уверены в необходимости своевременной реакции и контроля ситуации. Например, в случае с продуктом «Downy Unstoppables», комментарии потребителей в реальном времени помогают маркетологам понять, каким образом лучше поддерживать с ними диалог.
Дигитизация процессов в P&G, безусловно, коснулась и производства продукции. Например, на заводах компании установлены системы, позволяющие персоналу при помощи iPad выгружать данные с производственной линии в реальном времени и передавать их по назначению. Но нет предела совершенству, и многие задачи в области дигитизации производственных процессов компании еще предстоит решить. В логистике и перевозках применяется специально разработанная программа — «Control Tower». Она позволяет отслеживать всю логистическую цепочку: поставки, отгрузки, сырье, конечный продукт… С использованием этой технологии процент «холостых» перемещений сократился на 15%, следовательно, снизились и затраты на перевозки. При работе с дистрибьюторами используется интерфейс «Distributor Connect», позволяющий связываться непосредственно с ними.
Связанные с ритейлом бизнеспроцессы, так же, полностью автоматизированы. Этому способствует использование GDSN (Global Data Synchronisation Network), что, в свою очередь, позволяет экономить миллионы долларов за счет минимизирования некорректных заказов между ритейлерами и поставщиками. Данные в GDSN меняются динамически, а их актуальность поддерживается в реальном времени.
Компания заинтересована в развитии розничной сети по всему миру. Поэтому она поддерживает своих партнеровпредпринимателей даже на самых отдаленных территориях. Например, P&G обладает серьезным набором приложений для мобильных телефонов. С их помощью можно смоделировать виртуальный магазин, сравнить его с уже существующими, отправить проект в компанию и т.д. Тем самым компания поддерживает развивающиеся рынки и старается увеличить свое присутствие на них.
Инновации «в цифре»
Моделирование данных, имитация, и другие цифровые инструменты создают новые возможности. Собранные на сегодняшний день данные о потребителях позволяют разделить их на группы (в зависимости от возраста, национальности, пола и т.д.) и создать портрет представителя каждой из них. Если раньше прототип, например, детского подгузника создавался вручную и стоил тысячи долларов, то теперь, благодаря моделированию, тысячи итераций могут быть пройдены в течение нескольких секунд. Дигитизация коснулась даже создания молекул. Например, поведение ароматических и других молекул в той или иной среде тоже моделируется виртуально.
P&G ставит перед собой амбициозные задачи. В частности, чтобы QR3код смог рассказать все о товаре, дать полную информацию об ингредиентах, где товар был произведен, каково качество воды, насколько уменьшились выбросы углекислого газа на заводе и т.д. Каждый понедельник руководство компании проводит реальные или виртуальные совещания, на которых обсуждаются показатели прошлой недели; затем информация спускается ниже. Важный принцип деятельности: информация поступает в реальном времени и непрерывно. Это дает возможность видеть проблему, находить решения, совершенствоваться. На компьютерах подчиненных установлен специальный интерфейс, отслеживающий соблюдение важных параметров. Если параметры выходят за рамки допусков, сотрудники оперативно реагируют на ситуацию. Своевременное принятие мер по устранению проблем является конкурентным преимуществом компании.
P&G во многом полагается на данные внешних партнеров. Эти данные крайне важны для продуктивных отношений с ними — при проведении совместного бизнеспланирования с ритейлерами используется оценочная таблица, а алгоритм основан на создании ценности. Аналитический отдел плотно сотрудничает с продавцами, помогая продвигать товары на рынке и развивать конкретные направления. В целом, компания имеет отдельную разработанную стратегию по работе со своими партнерами; а то обстоятельство, что их предприятия расположены по всему земному шару, требует от P&G безупречного соблюдения конфиденциальности и информационной безопасности.
Можно сказать, что решение о дигитизации бизнеспроцессов, принятое в начале 2000х, стало очередным шагом вперед в деятельности P&G. Для этого была разработана стратегия о найме высокопрофессиональных специалистов в области программирования и моделирования. На сегодняшний день компания располагает учебным центром, в стенах которого и проверяются навыки сотрудников, и повышается квалификация топменеджеров в частном порядке. Тем не менее, стандарты едины для всех сотрудников, вне зависимости от их положения в компании. В P&G заинтересованы в талантливых специалистах — их нанимают, обучают, развивают и поддерживают. Главное — быть в курсе событий и проявлять себя!
Источники: McKinsey Quarterly