ПЯТЬ ПРАКТИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Авторы этой статьи предлагают увидеть новый мир, мир полный новых, свежих идей и решений. Мир, где само рабочее место вдохновляет людей на работу, заряжает их энергией. В этом мире компании учатся и приобретают опыт не только благодаря достижениям, но и по итогам поражений. Идеи, вырабатываемые работниками таких компаний, в корне меняют бизнес, открывая все новые перспективы. Успешные лидеры знают, что такой мир может и должен стать реальностью. Авторы статьи рассказывают, как достичь такого будущего. Надо лишь раскрыть в себе и в окружающих творческие способности. Развивая свой творческий дар, мы начинаем совершенно по-новому смотреть на самих себя и на окружающие нас вещи, больше используем свое воображение, привносим новые, оригинальные идеи, вдохновляем окружающих. Итак, что же необходимо сделать, чтобы воплотить идею в реальность?
Авторы статьи предлагают лидеру придерживаться самому и подталкивать других использовать пять практик, стимулирующих креативность.
1. Поиск. Наша задача состоит в том, чтобы вызвать так называемый момент вдохновения – момент появления идеи, момент энтузиазма, связанного с появляющимися возможностями, момент, когда невозможное оказывается возможным, когда нас переполняет энергия. К сожалению, многие люди работают как бы на автопилоте, у них отсутствует эмоциональное включение в работу. А для того чтобы раскрылась их креативная сторона, необходим катализатор, которым, как правило, становится кризис в компании. Каждый из нас наверняка слышал историю какой-нибудь компании, которая, находясь в серьезном кризисе, неожиданно для себя обнаружила огромный творческий потенциал сотрудников. Одновременно каждый согласится с тем, что было бы, по меньшей мере, неразумно ждать кризиса, чтобы раскрыть свой творческий потенциал. Для этого необходимо развивать в себе внимательность, способность не только смотреть, но и видеть. Необходимо впитывать в себя знания и опыт, как губка. Ваша цель на данном этапе – поглощать знания и обращать внимание на то, что привлекает вас, что может вызвать у вас какие-либо творческие порывы. Вот несколько советов, что делать на этом этапе:
a. Утром, вместо того чтобы работать в офисе, пойдите в соседнее кафе и понаблюдайте за людьми, выясните, что привлекает внимание и как это может помочь вам на работе.
b. Также начните записывать все, что вы видите или слышите, потом найдите время и разберитесь с этими записями, возможно, это подтолкнет вас к «просветлению».
c. Купите какой-нибудь новый журнал, тот, который вы никогда еще раньше не читали, посмотрите, что нового вы можете узнать из него.
2. Культивация. Следуя этой практике, вам стоит остановиться на минуту и подумать о тех местах, где вы любите часто бывать; подумайте, как эти места, их атмосфера влияют на вашу креативность, на вашу творческую сторону. Ведь чтобы наши творческие способности нашли выход, необходимы особые условия, соответствующая атмосфера. Не пугайтесь, вам не потребуется дорогостоящее переоборудование офиса, закупка новой мебели и т. п. Создание атмосферы предполагает создание обстановки, которая настраивает вас на творческий лад (например, музыка может сыграть существенную роль в создании обстановки). Вот несколько советов:
a. Уберите все лишнее с рабочего стола, оставьте лишь то, что относится к текущему проекту. Так у вас останется больше пространства для творчества.
b. Возьмите бумагу и несколько маркеров, напишите на бумаге ваши любимые цитаты и разместите их там, где вы будете их видеть.
с. Смените обстановку, сходите в музей или в библиотеку, понаблюдайте, как на вас влияет их обстановка и подумайте, как еще вы можете реорганизовать свой офис.
3. Игра. Результаты использования творческих способностей могут быть очень важными и заметными, но сам процесс получения результата вовсе не обязательно должен быть так же серьезен. Кто сказал, что играть и веселиться могут только дети? Добавьте элемент игры в вашу работу, используйте игру, чтобы стимулировать творческое мышление. Авторы подчеркивают, чтобы способность к творчеству развивалась, ее должны подпитывать радость, чувства и воображение. Авторы рекомендуют попробовать следующие вещи:
a. Вечером после работы посмотрите веселый фильм, а еще лучше принесите его на работу и посмотрите вместе с коллегами, например, вместо проверки скучных ежемесячных отчетов. Посмотрите кино и обратите внимание на результат.
b. Позвоните другу, который всегда вас веселит. Или подумайте о том веселом времени, которое вы проводите, или проводили, вместе с этим другом.
c. Придумайте сотню применений, например, креслу, на котором вы сейчас сидите. Чем глупее они окажутся, тем лучше.
4. Риск. В бизнесе предсказуемость очень ценится, качествами хорошего работника всегда считались работоспособность, ответственность, последовательность, умение претворить в жизнь задуманное/запланированное. Авторы не говорят, что это ненужные и неважные качества, но отмечают, что без умения рисковать и использовать творческий подход не бывает инновационного развития. Креативность – путь, на котором ориентиром для вас являются новые возможности. Учитесь рисковать и следуйте следующим советам:
a. Сделайте что-нибудь, чтобы приблизиться к воплощению в жизнь какой-нибудь из ваших идей. Вы можете обсудить ее с другом, составить план ее осуществления. Представьте себе, как вы себя чувствуете сейчас и как будете чувствовать, когда ваша задумка осуществится.
b. Поддерживайте идеи окружающих и помогайте им продвинуться в их осуществлении.
c. Доверяйте своим инстинктам, не задумывайтесь о правильности и неправильности, верьте своему чутью.
5. Жатва. Если совместить в компании все перечисленные техники и приемы, мы получим ту самую компанию, тот самый мир, о котором говорилось в начале. Для того чтобы вызвать желание сохранять и развивать творческий потенциал, необходимо выполнение нескольких условий.
Во-первых, нужно страстное желание к осуществлению, эмоциональная включенность, небезразличие. Эти качества вам просто необходимы для творчества и для того чтобы это творчество давало осязаемые результаты.
Второе условие – слаженный, гармоничный коллектив. Ведь вы не только проявляете себя, зачастую вам нужно будет полагаться на окружающих вам людей.
В третьих, не стоит забывать праздновать достижения, чтобы стимулировать дальнейшую творческую деятельность.
Авторы подчеркивают, что также нужно каким-либо образом отмечать и результаты, кажущиеся неудачными, поскольку, с одной стороны, это результат деятельности, а с другой, необходимо сгладить негативный эффект, ведь в такие моменты работники, как правило, находятся в подавленном состоянии. Вот некоторые советы авторов:
a. Вспомните последнюю вашу идею, которой вы были страстно увлечены. Подумайте, что именно вызвало такую вашу вовлеченность, подумайте, как вы можете спровоцировать такой же эффект с другой идеей.
b. Наберите творческую команду, которая будет состоять из людей, на которых вы сможете положиться.
c. Соберите группу людей, ответственных за то, чтобы как победы, так и поражения отмечались.
Предложенные в статье практики должны стать элементами повседневной жизни организации. В этом деле лидеру, как подающему пример и воодушевляющему других, достается ключевая роль, роль проводника изменений в образе действий. В результате вы получите мотивированную команду, которая может поддерживать воодушевление, генерировать свежие идеи и сохранять творческий потенциал, что является залогом личностного и организационного роста. В заключении авторы напоминают: если вы не знаете с чего начать, начните с малого. Выберите одну из разобранных практик, для вас наиболее просто реализуемую: на этом пути нет начала и конца, правильной и неправильной последовательности. Просто идите туда, куда вас ведет творчество и у вас все получится.