ДОБРАЯ СЛАВА ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
Нельзя не согласиться, что самобренд (он же «репутация») необходим любому профессионалу. И наверное, можно вести долгое обсуждение этого «нематериального актива» и методик его рыночной оценки в денежном выражении. Однако гораздо важнее понять то, каким образом формируется самобренд.
Очевидно, что усилия, потраченные на формирование бренда, не принесут ожидаемых конкурентных преимуществ, если не охвачена целевая аудитория.
Для политиков и звезд шоу-бизнеса целевая аудитория самобренда – это широкий, массовый рынок. Соответственно, для формирования устойчивого комплекса ассоциаций им приходится интенсивно ¬использовать инструменты массовой коммуникации и привлекать значительные бюджеты (благо «продажи» тоже массовые, и это позволяет надеяться на то, что вложения в формирование бренда окупятся).
Для профессионала, предлагающего свои услуги на рынке труда, круг «потенциальных потребителей» гораздо уже. И тут встает вопрос о «доступности» умов целевой аудитории для целенаправленного воздействия. И если строитель самобренда по счастливому совпадению не является близким родственником владельца медиа-холдинга, то скорее всего, единственным и самым действенным инструментом для самобрендинга будет отличная работа, результаты которой всегда можно предъявить «потенциальному потребителю» в процессе «самопродажи». Кроме того, «отличная работа» как инструмент самобрендинга в отличие от традиционных инструментов формирования бренда не требует финансовых вложений, и даже наоборот.
И последнее, что хотелось отметить: для личности процесс формирования бренда гораздо рискованнее, чем для организации (которая может его перезапустить), поскольку в качестве «якоря» бренда выступает собственное имя (а его так просто не поменяешь, если, конечно, не работать под псевдонимом). Не стоит забывать, что слово «бренд» по своей этимологии это «клеймо», «тавро» – несмываемая узнаваемая метка, и, если уж размышлять о ее нанесении на себя, то надо быть готовым к тому, что в случае неудачи избавиться от нее будет затруднительно.