Обратный Факторинг, или Финансирование Цепочки Поставок
Однако, говорят авторы, схема финансирования цепочки поставок не получила должного распространения, что они связывают в первую очередь с отсутствием уверенности в ее преимуществах и надежности. IMD совместно с Supply Chain Magazine провели исследование, в котором приняли участие руководители компаний из 55 стран мира. Согласно результатам этих исследований, в компаниях, применявших схему обратного факторинга, наблюдалось сокращение оборотного капитала в среднем на 13%. Поставщикам обратный факторинг обеспечил сокращение оборотного капитала в среднем на 14%. Эффективное использование схемы финансирования цепочки поставок предполагает применение специального ПО, инвестиции в которое, согласно расчетам исследователей, многократно окупаются в первый же год использования.
Кроме того, обратный факторинг имеет еще и такие положительные моменты, как стандартизация условий оплаты (отметили 57% респондентов), улучшение отношений с потребителями (52% респондентов), улучшение процессов, охватывающих размещение заказов, закупки, приемку, платеж и учет товаров и услуг (68% респондентов), улучшение цепочки процессов от заказа до оплаты товара (14% респондентов), а также, от регистрации до отчетности (14% респондентов ).
Любое изменение, как бы прекрасно оно ни было на уровне идеи, должно быть правильно воплощено в жизнь, чтобы принести ожидаемые положительные изменения. Авторы выделяют три основных фактора, отвечающих за успех введения системы финансирования цепочки поставок.
Согласно опросу, ключевым фактором успеха является выбор банка-партнера. Важно обращать внимание на то, какую территорию охватывает банк, на его компетентность в юридических аспектах, на его финансовые возможности и потенциал.
Вторым важнейшим фактором является внутренняя поддержка. Согласно исследованиям, реализация новых проектов проходит почти в два раза более успешно, если она проходит под контролем CEO (chief executive officer – исполнительный директор) компании, а не CFO (chief financial officer – финансовый директор). Конечно, финансовый отдел должен принимать непосредственное участие в поддержке нововведений, но весь процесс реализации новых идей должен быть под личным контролем высшего руководства, так как именно эти люди имеют влияние на заинтересованные стороны, в особенности – на поставщиков.
Третьим ключевым фактором, влияющим на успех, является заинтересованность поставщика. Авторы подчеркивают, что поставщиков бывает довольно сложно убедить принимать участие в программах, построенных по принципу обратного факторинга. Многие поставщики попросту не понимают этой системы и предпочитают не связываться с непонятными им вещами. Руководителям стоит внимательно относится к тому, каких поставщиков включать в первую волну, а каких вводить в программу после обкатки.
Вопреки ожиданиям авторов, исследование показало, что состав команды проекта введения системы финансирования цепочки поставок и количество вовлеченных отделов не имеют особенного значения в процессе реализации. Наиболее успешные программы реализации включают в себя либо пять отделов (финансовый, отдел снабжения, отдел логистики, IT-отдел и юридический отдел) либо два (финансовый отдел и отдел снабжения).
Правильное понимание и соблюдение этих условий – задача довольно сложная и занимает много времени. Это одна из причин, почему компании медленно принимают описанный инструмент. Однако, отмечают в заключение авторы статьи, возможность решения насущной задачи сокращения оборотного капитала делает игру стоящей свеч.