ИНСТРУМЕНТЫ РАЗНЫЕ – ПОДХОД ОДИН
Используемый для измерения результатов обучения инструментарий для каждой компании будет индивидуальным, поскольку всегда будут различаться конечные цели обучения, целевая аудитория, текущие потребности организации, ее культура и т.д.
Автор статьи рассматривает применяемый в Motorola University подход к построению системы измерения результатов обучения, формулируемый как «цель, вопрос, показатель» (goal, question, metric – GQM). Подход был разработан NASA и развит Виктором Базили (Victor Basili).
Этапы формирования системы измерения результатов обучения.
Этап 1. Необходимо определить цель обучения.
Согласно Базили, цель определяют следующие элементы:
• предмет обучения;
• намерения (мотивация);
• фокус;
• точка зрения;
• внешняя среда.
При определении предмета обучения автор предлагает ориентироваться на поддержание и повышение удовлетворенности потребителей, достижение операционных целей и развитие талантов.
Этап 2. Необходимо согласовать представление о целях обучения с заинтересованными сторонами: преодолеть возможные расхождения в ментальных моделях. Для этого полезно в процессе обсуждения задавать вопросы, нацеленные на достижение единого представления о конкретных характеристиках цели.
Этап 3. Необходимо сформулировать конкретные показатели. Они должны отражать результаты обучения таким образом, чтобы их можно было применять в рамках общей системы измерения результатов, используемой в организации.
Набор конкретных показателей результатов обучения определяется для каждой организации индивидуально, но можно использовать доказавший свою эффективность подход – GQM.