Управление процессом NPD в условиях цифровой трансформации
Сегодня о процессе NPD (New Product Development) сказано и написано, пожалуй, более, чем достаточно. Но если мы посмотрим на данную ситуацию с точки зрения:
-
Разработки и вывода на рынок наукоемких решений (технически сложных продуктов);
-
Влияния условий и требований цифровой трансформации на реализацию данного процесса,
то картина заиграет сразу другими красками: возникают принципиально иные, качественно новые технологии управления данным процессом. Недавно я провел исследование реализации такого процесса NPD. Для этого было опрошено 54 сотрудника инновационных компаний, которые ответили на вопросы о процессах и жизненном цикле технологичной продукции. Статус представителей предприятий - «Руководитель»: технический директор, главный конструктор, директор по развитию, директор портфеля проектов и т.д. Данное экспериментальное исследование было проведено на основе анкетирования и телемаркетинга экспертов рынка. Смотрите рисунок и таблицу "Отраслевое распределение респондентов" ниже.


Итак, результаты оказались следующими:
1). Исследование показало, что уровня цифровой трансформации достигли только 5 из 54 компаний (9%), что очень мало, но реально отражает рыночную и технологическую ситуацию в экономике РФ
2). В ходе опроса было получено Подтверждение правильности модели «Успех цифрового предприятия: T2M/ T2D/ T2E», где
- T2M (Time-to-Market) - Сокращение времени вывода продукции на рынок;
- T2D (Time-to-Decision) - Сокращение времени принятия решений;
- T2E (Time-to-Execution) - Сокращение времени реализации проектов.
3). Все 54 респондента согласились с правильностью данного утверждения применительно к своему предприятию. Дополнительно сообщили о приоритетной составляющей в данной триаде: 46 респондентов считают T2M главным элементов в успехе инновационной деятельности своей компании, так как «cкорость, с которой продукт достигает намеченного рынка, является решающим фактором, определяющим его конечный успех.

4). Cредневзвешенный интегральный показатель эффективности реализации процесса NPD в контексте цифровой трансформации равен I=3,66 Основные причины – низкая эффективность реализации составных процессов: и проблемы на этапах «Анализ рынка», «Планирование» и «НИОКР». Прежде всего, это можно обосновать отсутствием продуманной методологии на всех этапах жизненного цикла, но, в первую очередь, на этапе анализа рыночной ситуации.
Модель «Процесс NPD» смотрите на рисунке ниже.
5). Cредневзвешенный интегральный показатель «Достижимости идеального цифрового предприятия» составил всего I=3,18, что еще раз доказывает, что уровень цифровой трансформации российских предприятий на очень низком уровне.
На рисунке представлена модель «Идеальное цифровое предприятие».
6). По итогам обработки анкет, показатели эффективности использования методов анализа рынка, а также внутренней среды компании достаточно низок. Основная причина – использование исключительно качественных методов исследования.
Использование формализованных процедур (матриц принятия решений, весовых коэффициентов и прочих – очень редкое явление). Все респонденты понимают это, тем более, что речь идет об анализе, который ляжет в основу стратегии технических заданий для создания продукта (ТТХ), в основу стратегии вывода на рынок, но все решения формируются без должного уровня применения серьезного математического инструментария.
В качестве программы улучшений и повышения уровня эффективности реализации сквозного процесса создания и вывода на рынок наукоемкой продукции в контексте цифровой трансформации - процесса NPD, предлагается следующее:
1. Взять за основу управления и реализации указанной инновации цифровую модель «Stage-Gate» Р. Купера. Я называю такое решение - технология «Smart-Stage-Gate».
2. Реализовать данный сквозной процесс создания и вывода на рынок наукоемкой продукции с учетом следующих предложений по улучшениям:
-
совершенствование этапа «Анализ». Применение современных методов, моделей и технологий современного маркетинга и менеджмента на основе математического аппарата. В особенности это касается ключевых методов стратегического анализа таких, как SWOT-анализ, сценарный анализ, методы анализа рисков;
-
совершенствование этапа «Планирование». Применение современных методов, моделей и технологий современного маркетинга и менеджмента на основе математического аппарата, а также интегрированных методов, технологий и систем;
-
совершенствование этапа «НИОКР». Предусмотреть глубинные связи на уровнях бизнес-процессов «Маркетинг-НИОКР» с целью повышения управляемости данным процессом и снижения рисков вывода на рынок продуктов и решений с невостребованными ТТХ. Сокращение общего времени реализации НИОКР.
Данные положения необходимо учитывать при разработке и реализации, базисных принципов, методик, методов и алгоритмов модели управления указанного процесса NPD.
Автор: Александр Калко, директор по развитию продуктов КБ "Синергия"