ВИДЕНИЕ: ЧЕТКАЯ ПОСТАНОВКА ОТВЕТА
Проведенное Джоном Коттером (John Kotter) и Джимом Хескетом (Jim Heskett) (Harvard) исследование показало: компании, корпоративная культура которых предполагает четко определенное видение по результатам деятельности, заметно обгоняют компании, для которых видение не определено, либо не является значимым элементом культуры.
Компании с четко определенным видением (%)
Компании без видения (%)
Рост выручки
682
166
Увеличение рабочей силы
282
36
Рост курса акций
901
74
Рост чистой прибыли
756
1
Эффект видения
Исследование основано на данных за 11 лет по 207 компаниям, принадлежащим к 22 отраслям по всему миру. Расхождения очевидны, как очевидна и потребность любого лидера в формировании и распространении видения. Однако придти к четко сформулированному, истинному видению – не самая простая задача. Видение служит для того, чтобы зажечь огонь в сердцах, придать сил и упорства, поскольку именно видение дает четкую картину, какой будет организация. Для всякого руководителя горизонт планирования свой, но видение по возможности должно охватывать временной промежуток больший, чем срок пребывания руководителя в должности. Видение – это не план и не прогноз, сформированным видением нельзя манипулировать, менять в соответствии с обстоятельствами. Видение – четко прорисованная картина будущего. Энтони Белл пишет: «Любое великое достижение предполагает два акта творения: создание образа и его материальное воплощение». Формирование видения – первый акт творения.
Формирование видения предполагает обращение к прошлому, настоящему и будущему организации. Профессор Южнокалифорнийского университета Омар Эль Сави провел следующее исследование: двум группам исполнительных директоров было предложено изложить их предположения о том, что может произойти с ними в будущем, причем в одной из групп было также предложено сначала оценить события прошлого. В результате горизонт планирования директоров, проводивших ретроспективный анализ, оказался в два раза больше. Ретроспективный анализ дает представление о предпосылках создания организации и смысле ее создания, а также о том, как менялись цели и направление движения и вместе с ними менялись ключевые компетенции. Знание прошлого позволяет укрепиться во мнении относительно будущего.
При формировании видения обязательно учитывается текущее положение и потенциальные изменения в окружающей среде организации, которую можно разделить следующим образом:
• социальная и культурная среда;
• экономическая среда;
• технологическая среда;
• конкурентная среда;
• регулятивное окружение.
Пользуясь результатами ретроспективного анализа и анализа текущих условий можно дать себе ясный ответ на вопрос, чем станет организация по истечении долгих лет работы. Такое четко сформулированное и переданное всем сотрудникам организации видение вдохновляет и заряжает людей энергией и упорством в достижении успеха.