ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ "ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ"
В основе новой модели развития компаний, ускоряющей поиск идей и реализацию инноваций, а также повышающей участие пользователей в корпоративных проектах, лежат социальные технологии. Одной из таких технологий являются «открытые инновации».
Само это понятие появилось далеко не сегодня. Например, редакция первого Оксфордского Словаря английского языка привлекала к работе сотни любителей и добровольцев. Подобный обмен информацией использовался и при разработке и внедрении различных промышленных проектов в XVIIIXIX вв. в Англии. Однако именно в последнее время применение открытых инноваций достигло поистине колоссальных масштабов благодаря появлению сети Интернет и дигитизации (о феномене дигитизации см. статью на стр. 24—25) различных бизнеспроцессов. Базируясь на программном обеспечении (ПО), открытые инновации распространяются на целый ряд отраслей, которые используют внешние данные для повышения собственного уровня НИОКР.
Поскольку все больше руководителей видят прямой смысл получения информации извне, можно прогнозировать рост конкуренции в сетевой среде. Уже сегодня множество компаний по всему миру используют социальнотехнологические платформы для взаимодействия с поставщиками и клиентами. Это так называемые «сетевые предприятия». Возрастающие возможности коннекта создают обширный пул участников — до 30% пользователей сети (разработчики ПО, дизайнеры и др.) готовы внедрять инновации с помощью социальных технологий. Исследование McKinsey показало, что открытые инновации являются очень перспективными, так как большинство руководителей настроены на поддержание «прозрачных» границ между сотрудниками и людьми, находящимися за пределами компании. Также руководители в значительной мере рассчитывают на:
• самоорганизующиеся команды;
• решения, основанные на исследовании данных;
• формальное исчезновение иерархии в компаниях;
• получение данных, на которых основываются решения, путем проведения экспериментов;
• финансовую прозрачность и т.д.
Интернет предоставляет компаниям и базу для построения ряда бизнеспроцессов, и множество инструментов для сканирования окружающей среды. Наиболее широко компании используют социальные сети и блоги (см. Таблицу 1). Чем больше присутствие компании в сети, тем сильнее она использует ее для достижения поставленных целей. Кроме того, исследования показали, что чем большее участие потребители принимают в создании продукта компании, тем выше их лояльность. Платформы, созданные на волне дигитизации, предоставляют для этого широкие возможности.
В частности, компания Procter & Gamble использовала инновационную сеть для снижения своих расходов на НИОКР — к сотрудничеству было привлечено более ста тысяч клиентов, бывших сотрудников и экспертов. Также и любая другая компания, чьи границы открыты, может получить значительные преимущества в работе с поставщиками, клиентами и партнерами — применение интернеттехнологий для сканирования внешней среды и поиска идей за пределами компании коррелирует с увеличением доли рынка.
Несмотря на рост компаний, использующих открытые источники, 90% не используют свой потенциал полностью. Поэтому руководителям таких компаний необходимо знать следующие принципы:
1. Начинайте с фундамента. Около половины ранее используемых технологий могут быть использованы для мобилизации сотрудников на более низких уровнях. Творческое взаимодействие более продуктивно, чем прозаический контроль низов верхами.
2. Разрабатывайте компетенции «на берегу». Несмотря на все плюсы социальной прозрачности, делая шаги навстречу Миру, компании ставят под угрозу свою интеллектуальную собственность. Поэтому крайне важно совмещать способность завоевывать доверие, прозрачность и ловкость во взаимодействии.
3. Будьте в курсе того, что предпочитают участники. Пользователи или потребители могут иметь разную мотивацию для предоставления компании своего времени и/или навыков. Определите приоритеты вашего контингента.
Если говорить коротко, процесс минимизации расходов на НИОКР выглядит следующим образом: создание «прозрачных» границ компании — наладка процесса поступления идей — направление/возвращение данных в НИОКР. Но вступая на этот путь, руководители должны быть настроены на решение таких вопросов, как внедрение полученных инноваций, защита интеллектуальной собственности компании и стратегическая поддержка проявляемой инициативы.
Таблица 1. Как компании используют социальные технологии (% компаний, использующих хотя бы один инструмент социальных технологий)